Критика всегда неприятна. Особенно болезненно на нее реагируют дети, поскольку не умеют воспринимать критичные высказывания конструктивно, извлекать из них пользу и отличать справедливые замечания от необоснованных.
Родители должны не просто поддержать и подбодрить ребенка, расстроенного критикой. Их задача – научить малыша воспринимать замечания адекватно, использовать их для исправления ошибок.
Чем важны конструктивные замечания
Конструктивная критика полезна, если правильно ее воспринимать. Научить этому ребенка не так-то сложно, поскольку такие замечания малыш слышит с раннего детства, они ему привычны. Именно к таким критичным высказываниям прибегают родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя.
Дети, адекватно воспринимающие критичные замечания и использующие их для исправления ошибок, как правило, более успешны во взрослой жизни, менее подвержены стрессу и не испытывают проблем в общении.
Чему нужно научить детей
Школьник, получая низкую оценку, видит в своей работе допущенные ошибки, соответственно, он понимает, за что именно подвергся критике. Маленький ребенок такой возможности не имеет, поэтому замечания его расстраивают и часто приводят к утрате мотивации чем-либо заниматься или с кем-либо общаться. Например, малыш не захочет проводить время с бабушкой, которая постоянно делает замечания, или посещать кружок, в котором критикуют его поделки.
Поэтому крайне важно научить ребенка воспринимать замечания, не ощущая себя униженным или неспособным справиться с задачей. И разумеется, нужно привить малышу умение адекватно оценивать замечания, не доверять им слепо, ведь критика не всегда обоснованна.
Как научить малышей воспринимать замечания
Психологи рекомендуют родителям в первую очередь четко обозначить границы их собственных критичных замечаний. Нельзя негативно оценивать попытки маленького ребенка что-либо сделать или творчески себя выразить, такие замечания деструктивны. Например, если малыш надел футболку задом наперед, не стоит его критиковать, наоборот, нужно похвалить за самостоятельность, а потом деликатно исправить промах.
Критика допустима только тогда, когда маленький ребенок совершает конкретную ошибку, например называет собаку кошкой или яблоко арбузом. Его нужно поправить и закрепить «работу над ошибками» демонстрацией тех предметов, которые он неправильно назвал.
Такая практика приведет к тому, что дети с раннего возраста будут понимать, что не всегда правы, и воспринимать замечания как полезную информацию. Что же касается необоснованной критики, то родителям не стоит к ней прибегать. Если ребенок столкнется с такими замечаниями в детском саду, то он не воспримет их или же спросит у родителей, как относиться к таким высказываниям.
Иными словами, маленькие дети, с раннего возраста сталкивающиеся только с конструктивной критикой, интуитивно отличают справедливые замечания от необоснованных, более того, они способны анализировать информацию и весьма уверены в себе.
Советы и приемы
Если дети не были с раннего возраста приучены к конструктивной критике, им сложно адекватно воспринимать замечания. Такие малыши могут заплакать навзрыд, если им укажут на допущенную ошибку, или, наоборот, проявить агрессивность. В таких случаях психологи рекомендуют применить прием, называющийся «моделирование конструктивной критики».
Нужно допустить ошибку и попросить ребенка обозначить ее, сделать замечание. Получив детский отзыв, следует продемонстрировать адекватную реакцию, поблагодарить малыша за внимательность и исправить допущенную оплошность. Этот прием можно превратить в увлекательную игру для всех членов семьи.
Важно помнить, что дети берут пример с родителей. Если взрослые не способны позитивно относиться к критике, то они не смогут научить этому своих малышей.
Психологи дают следующие советы:
- сохраняйте спокойствие, при необходимости примените дыхательные упражнения прежде, чем отреагировать на замечание;
- не злитесь, не делайте негативных комментариев, не кричите, поскольку это может быть вредно для вас самих;
- помните, что вы не обязаны соглашаться с критикующим вас человеком;
- обсуждайте замечания с людьми, которым вы доверяете;
- отвечайте односложно, например фразой: «Понял, спасибо»;
- если вы не поняли суть замечания, задавайте критикующему вопросы;
- выясните причину критики, вместо того чтобы уделять внимание тону или словам;
- исправьте допущенные оплошности.
Эти советы адресованы как детям (от лица взрослых членов семьи), так и их родителям. Также психологи рекомендуют прорабатывать с детьми возможные последствия допущенных ошибок, оставления без внимания конструктивных замечаний или неадекватной на них реакции. Нужно представлять возможное развитие событий после разных действий в конкретной ситуации. Это поможет детям не поддаваться сиюминутным порывам.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание