Врать нехорошо, но так ли это на самом деле? Почему лучше не врать самому, говоря ребенку о вреде лжи

Многие родители неоднократно говорят ребенку о вреде лжи, однако мало кто из взрослых понимает, что им самим приходится сталкиваться с ложью на каждом шагу. Речь не о грубой лжи в самом негативном ее понимании, а о социальной технологии, которой пользуются все до единого человека. Важно признать пользу лжи самому и донести эту мысль до ребенка максимально корректно и доходчиво.

Осознание понятия лжи

О том, что такое ложь, надо понять родителям и не лгать самим себе в том, что ложь вредна и ее необходимо избегать. Как уже было сказано, вранье является социальной технологией, которая необходима ради своей безопасности, нужна воспитанному и эмпатичному человеку и даже для спасения. Нужно также понимать, что ложь ребенка не является чем-то катастрофическим, ее нужно воспринимать по-философски, разобравшись в причинах такого поведения ребенка и искренне желая ему научиться управлять и использовать ложь в свою пользу.

Маме и папе не стоит фиксироваться непосредственно на факте лжи ребенка, а делать выводы только из реальности. А еще родителям надо научить своего сына или дочку понимать, что такое ложь, когда она бывает необходима, а когда - недопустима, и наглядно продемонстрировать различие для полного понимания сути самим ребенком. Ниже будут приведены советы, которые помогут донести эту идею.

Ложь ради безопасности

Допустим, вы постоянно говорите ребенку о том, что лгать некрасиво и даже недопустимо, нужно всем и всегда говорить правду. А что в этом случает можно посоветовать малышу, к которому подойдет незнакомец и попросит рассказать все о себе и своей семье, с учетом адреса проживания и телефона и прочих данных? Наверняка родители были бы недовольны тем, что в данном случае ребенок все правдиво изложил и подверг тем самым себя опасности.

Поэтому надо очень тактично, понятным для ребенка языком объяснить, что чужим людям нельзя ничего говорить о себе и своих близких. Не надо лгать, можно просто утаить правду. А воспользоваться имеющейся информацией нужно только в случаях, если ребенок потеряется и ему самому понадобится помощь. То есть обратиться за ней должен он сам, а не идти на поводу у проявившего инициативу или интерес незнакомца.

Воспитанность и вежливость

Эту тонкую грань между лестью, воспитанностью и ложью часто не могут определить сами взрослые. Дети легче с этим справляются, если им вовремя и доходчиво все это объяснить. Попытайтесь рассказать ребенку о том, что прямолинейность в некоторых случаях может быть хуже лжи. Например, если говорить человеку о том, как он глуп или как плохо выглядит. По сути, это является правдой, но, во-первых, правдой субъективной, поскольку у каждого человека есть свое виденье и вкусы не всегда совпадают. Во-вторых, правда может обидеть человека, лишить его мотивации, веры в себя, как минимум испортить настроение на весь день. Поэтому надо обращать внимание на эмоциональную составляющую, оценить, может ли правда помочь или она навредит, как воспримет ее другой человек. Например, несложно солгать, что братику нравится платье сестренки, если она так рада обновке и с таким нетерпением ждет одобрения брата.

Умеренная ответственность

Очень важным аспектом является умение ребенка вовремя рассказать о чьем-то проступке, а не просто ябедничать. По сути, рассказывать о своем друге, выдавать его секреты и делиться своим о нем впечатлением также является правдой, однако никто не любит тех, кто ябедничает. Именно разницу в двух тактиках и стоит объяснить своему ребенку. В первую очередь предупредите ребенка о том, что, рассказывая о других, он берет на себя повышенную ответственность. Это необходимо делать только в том случае, если человеку, о котором надо рассказать, грозит опасность. Например, друг играет спичками, и это может привести к пожару, о таком поступке надо рассказать. А о том, что друг предпочитает играть с куклами, а не машинками, говорить не надо (тем более если он посвятил в свою тайну). Если информация может поставить человека в неловкое положение или как-то ему навредить, о ней лучше промолчать или ответить: «Не знаю».

Эмпатия

Ребенку нужно рассказать о том, как некоторые люди воспринимают правду. Например, старшие или младшие родственники (бабушки с дедушками, младшие сестры и братья), люди со слабым здоровьем и слишком чувствительным восприятием и пр. Этим категориям людей нельзя рассказывать о плохих новостях, предварительно не предупредив и не придумав слова для успокоения. Например, у бабушки больное сердце, и ей будет неприятно слышать о том, что родители слегка поссорились, поэтому не стоит вообще об этом рассказывать. Как не стоит и говорить маленькому братишке о том, что Деда Мороза не существует (если сам ребенок только что об этом узнал). Любые новости надо озвучивать максимально тактично, а если в этом нет необходимости, лучше промолчать. Именно об этом надо рассказывать ребенку, чтобы он всегда учитывал эмоции собеседников и научился не причинять людям боли.

Социальные роли

Очень важным является умение рассказать ребенку о роли каждого из людей в социуме. Например, объясните, что далеко не всегда нужно быть открытым и выставлять напоказ свои привычки, интересы, увлечения и пр., ведь рядом находятся разные люди и далеко не все это могут понять. Чрезмерная откровенность и правдолюбие, озвучивание своей точки зрения и бескомпромиссность, даже если все это будет представлено правдиво, может восприниматься как неумение себя вести, навязывание своего мнения. Очень важно чувствовать эти грани и иногда подыграть другим, сделав вид, но не выдав свое истинное отношение. Если для человека это не принципиально, можно сделать приятное другим и не настаивать на своем. Это не ложь, а умение быть умным и хитрым (в данном случае это оправдано).

Упрощение понимания

Иногда правду нужно доказывать долго и не факт, что она будет понята и воспринята адекватно. Например, маленькому ребенку долго объяснять, почему он в безопасности, и никакого «бабайки» нет, бывает очень сложно. Нужно просто немного солгать и сделать вид, что проверены все углы комнаты (заодно шкафы, полки и ниши). Доказывать пожилому человеку то, что три тарелки каши на завтрак — это много, иногда бывает сложно, поэтому можно заверить бабушку в том, что каша была съедена до последнего зернышка. То есть существует много моментов, требующих глубокого понимания и длительного времени, что может утомить собеседника или сделать разговор малопродуктивным. В этом случае также можно воспользоваться безобидной ложью ради упрощения, и в этом нет ничего страшного.

Плохое и хорошее

Родители должны понимать, что такое хорошая и плохая ложь и в каких случаях можно использовать даже плохую, если это пойдет на пользу. Это тонкая грань и сложное понимание, поэтому надо постоянно общаться с ребенком и каждый раз на своем и его примере демонстрировать способы использования лжи во благо себе и другим. Не стоит ругать малыша, который начинает обманывать в 3-4 года (возраст первого обмана) или 7-8 лет (возраст обмана школьника), не надо этого делать и потом. Не уличайте во лжи, просто давайте понять, что вы обо всем догадываетесь и поощряете ложь во спасение или благородную и огорчаетесь, если обман был грубым и манипуляционным. Если ребенок солгал и сделал это не очень красиво, разберите аналогичную ситуацию с использованием правды. Суть в том, чтобы научить ребенка отличать хорошее от плохого, а самому не отрицать очевидные вещи (имеется в виду утверждение о том, что взрослые никогда не лгут, а ложь всегда плоха и за это наказуема).

Комментарии