Многие родители запрещают своим детям плакать, считая проявление слез признаком слабости. Однако психологи утверждают, что подавление эмоций и запрет на плач могут негативно сказаться на развитии ребенка.
Дело в том, что слезы - это естественная реакция организма, помогающая справиться со стрессом и тяжелыми переживаниями. Запрет на проявление эмоций нарушает психологическое здоровье и ведет к неприятным последствиям. Рассмотрим ниже, к каким именно.
Слезы - естественная эмоциональная реакция, она помогает справиться со стрессом
Как известно, слезы - это естественная реакция организма на сильные стрессы, утраты, обиды. Когда человек плачет, происходит выброс гормонов стресса из организма, что помогает вернуть внутреннее равновесие.
Если же ребенку постоянно твердят, что плакать нельзя и неприлично, эта естественная реакция подавляется. Из-за этого стрессовые гормоны продолжают накапливаться в организме, что грозит:
- Эмоциональными расстройствами: депрессией из-за "загнанных внутрь" негативных эмоций, повышенной тревожностью и раздражительностью.
- Психосоматическими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Поскольку душевное напряжение переходит в физические недуги.
Кроме того, подавляя слезы, мы лишаем ребенка возможности "выплеснуть" боль, обиду, горе. Из-за этого психотравмирующие ситуации как бы "консервируются" в душе. А значит, их тяжелые последствия могут сказываться всю последующую жизнь.
Плач способствует очищению организма от гормонов стресса
В состоянии сильного стресса, горя или обиды в организм выбрасываются гормоны норадреналин, адреналин, кортизол. Они мобилизуют организм для совладания с ситуацией. Однако длительное нахождение в стрессе истощает нервную, сердечно-сосудистую, иммунную систему. Это чревато гипертонией, инфарктами, инсультами даже в молодом возрасте.
Именно поэтому так важен такой механизм, как плач. Слезы буквально "вымывают" лишние гормоны стресса из организма. Это позволяет вернуть внутреннее равновесие, избежать негативных последствий для здоровья.
Однако если ребенку постоянно твердят, что плакать нельзя и неприлично, этот естественный механизм блокируется. Из-за подавленных эмоций гормоны стресса продолжают циркулировать в крови, нанося серьезный вред здоровью.
Запрет на слезы мешает ребенку научиться понимать и принимать свои чувства
Слезы - это реакция на такие важные эмоции, как печаль, боль от потери близких, обида от несправедливости. Запрещая плакать, мы как бы даем ребенку посыл: “Твои чувства неприемлемы”.
Из-за этого ребенок не учится распознавать собственные эмоции. Не понимает, что он чувствует, в чем действительно нуждается. А значит, не формируется эмоциональный интеллект - умение осознавать и контролировать свои эмоции.
В итоге, став взрослым, такой человек с трудом поймет, чего он хочет от жизни, карьеры, отношений. Будет поступать под влиянием случая, чужих советов, рекламы - но не собственных желаний.
Также нарушается способность к сочувствию. Ведь сдерживая собственные слезы, ребенок не учится сопереживать переживаниям других людей.
Такой запрет формирует стыд и вину из-за естественных эмоций
Когда ребенку постоянно твердят, что плакать нельзя, у него складывается впечатление: с этими эмоциями и реакцией что-то не так. Будто это постыдно и его стоит стыдиться.
Ребенок начинает испытывать вину из-за собственной чувствительности и уязвимости. Думает о себе: "Я слабак и размазня, раз так легко расплакался". Это удар по его самооценке. Ведь самооценка формируется в детстве из оценок родителей. И если родители считают слезы чем-то предосудительным, ребенок начинает воспринимать себя неполноценным.
Отсюда тревожность, страх ошибок и неудач. Ведь из-за низкой самооценки он заранее уверен: у меня ничего не получится.
Невозможность выплакаться закрепляет в памяти психотравмирующие события
К примеру, ребенок пережил развод родителей, потерю любимого питомца или травлю в школе. Это болезненные психологические травмы для него. Естественная реакция - слезы, рыдания. Они помогают "выплеснуть" боль, пережить горе и со временем отпустить травмирующие воспоминания.
Однако если родители запрещают плакать и насильно успокаивают, эти события как бы "консервируются" в памяти ребенка. Провоцируя приступы тоски, страхов, обиды вновь и вновь на протяжении жизни.
Выходит, невозможность "выплакать боль" мешает переработать травмирующий опыт. А без этого невозможно его отпустить психологически. Значит, он будет постоянно давить на психику.
Дети перенимают модели поведения родителей
Известно, что дети копируют поведение своих родителей. Если родители считают плач проявлением слабости и запрещают слезы, ребенок усваивает: эмоции показывать нельзя.
Вырастая, такой человек, как правило, сторонится любых проявлений чувств. С трудом их выражает и скрывает даже от любимого человека. А ведь открытость и умение разделить переживания - залог крепких и доверительных отношений. Когда каждый может поплакать на плече другого и получить поддержку.
Проблема в том, что "сдержанные" люди не умеют открываться и инстинктивно избегают эмоциональной близости. В результате они остаются в одиночестве или строят поверхностные отношения без взаимопонимания.
Слезы развивают эмпатию к другим и способность утешать
Когда мы плачем, то остро переживаем горе, боль, одиночество. Мы как бы проживаем эти чувства "изнутри". Благодаря этому мы учимся понимать переживания других людей, когда они плачут. То есть проявлять эмпатию и сочувствие.
Однако если родители с детства запрещают ребенку проявлять слезы, этот важный механизм нарушается. Ребенок не учится "проживать" горе и боль. Значит, он не может в полной мере сопереживать этим чувствам других людей.
Как следствие, он вырастает эмоционально черствым, не умеющим утешить плачущих близких. Ведь сам он в детстве был лишен этого опыта переживания и поддержки.
Плач - сигнал о помощи. Его игнорирование лишает ребенка поддержки
Когда малыш горько плачет - это сигнал бедствия для него. Ему плохо, страшно, больно, одиноко. И он словно кричит - помогите мне! Утешьте!
Однако когда родители запрещают слезы, они игнорируют этот важный сигнал. Фактически бросают ребенка наедине с его страданием, хотя ему жизненно необходима их поддержка.
В результате он чувствует себя одиноким и беспомощным перед лицом трудностей. Не получает опыта, как справляться с печалью или обидами при помощи родителей.
Это может породить хроническое ощущение, что "меня никто не поймет и не поможет". И во взрослой жизни такой человек не умеет обращаться за поддержкой, даже когда она крайне необходима.
Подавление эмоций и запрет на слезы для ребенка чреваты серьезными психологическими проблемами. Важно позволить детям открыто проявлять свои чувства и не считать это признаком слабости, не говорить, что плакать - стыдно! Только так можно воспитать психически здоровую, стрессоустойчивую личность.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание