Многие люди боятся публичных выступлений. Но что делать, если необходимо выступить с презентацией, причем сделать это так, чтобы поразить начальство и коллег? За основу можно взять работающие приемы стендаперов. Рассмотрим основные из них.
Внесите что-то личное
Вау-эффект происходит в том случае, если в основу своей истории спикер добавляет нечто личное, индивидуальное. Выразите свою основную мысль четко и ясно в самом начале, а потом раскрывайте ее постепенно, чтобы держать аудиторию в напряжении.
Вызывайте эмоции
По сути, вы хотите передать какие-то знания или информацию, однако все это лучше усваивается при сопровождении текста личными переживаниями. Одно дело — привести сухую статистику, что компания потеряла 40 процентов прибыли. И совсем другое — сказать, что вам пришлось уволить 90 процентов персонала, продать квартиру и переехать жить обратно к родителям. Второй вариант как минимум заставит людей улыбнуться.
Добавьте юмора
Из предыдущего пункта вытекает следующее: добавьте немного юмора, как делают все артисты в жанре стендапа. Шутки необязательно должны быть веселыми: они должны быть уместными. И грустные, и веселые — любые подойдут в зависимости от вашего рассказа.
Только учтите такой нюанс, как влияние толпы. В больших аудиториях люди обычно либо что-то единодушно одобряют, либо что-то критикуют. И если шутка не понравится нескольким людям или даже одному, то другие могут подхватить этот негатив. Морально будьте готовы к тому, чтобы проигнорировать подобную реакцию и как ни в чем не бывало продолжить свое выступление.
Адаптируйте подачу
Кто именно будет вас слушать? Если это возрастные консервативные люди, тогда ни к чему говорить на молодежном сленге, и наоборот. Как бизнесмену-продажнику необходимо знать своего конечного потребителя, так и спикеру — свою аудиторию. Чем больше будет инклюзивности — тем больший отклик вы получите от людей.
Выделите главного слушателя
Это эффективный прием для начинающих спикеров. Но его, кстати, практикуют даже опытные стендаперы и коучи. Суть заключается в том, что еще в самом начале своего выступления вы находите среди слушателей человека, который к вам благожелательно настроен: улыбается, кивает головой. Представьте, что ваша презентация — для него. Это поможет вам немного приободриться, ощутить уверенность в своих силах. Периодически поглядывайте на этого человека, чтобы почувствовать моральную поддержку.
Рассуждайте вслух
Используйте вопросно-ответный план выступления. То есть сами задавайте себе вопросы, рассуждайте и потом отвечайте. Слушателям интересно следить за ходом мысли спикера. Только убедитесь в том, что ваше повествование не слишком скучное: включите немного интерактива и шуток.
Комментируйте предыдущего оратора
Если вы выступаете уже после кого-то, то можете цитировать предыдущего спикера, сравнивать какие-то эпизоды, о которых он говорил, со своими. Можете обыгрывать его слова или выражения, а также выражать согласие или несогласие с его мнением. Это особенно уместно в том случае, если предыдущим спикером был кто-то из ваших конкурентов.
Ссылайтесь на авторитетные источники
Старайтесь не говорить расплывчато. Там, где нужно, ссылайтесь на достоверные источники, приводите конкретную статистику. Называйте имена ученых или авторитетных лиц, организаций, которые проводили опросы, и т. д. Тогда ваша речь будет звучать более убедительно.
Используйте голосовые приемы
Монотонная тихая речь успокаивает, а громкая и быстрая - раздражает. Старайтесь то повышать, то понижать голос, выдерживать паузы, чтобы удерживать внимание слушателей. Меняйте также темп речи, чтобы людям было интереснее вас слушать.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание