Эффект IKEA и другие ошибки при обработке информации, которые совершают даже самые умные люди

Все мы считаем, что всегда принимаем правильные решения и верно оцениваем сложившиеся ситуации. Но на самом деле не всегда так. И это абсолютно нормально. Когнитивные предубеждения присущи большинству людей, а бороться с ними просто бессмысленно.

Сбой умственной обработки информации

Наверное, вы знаете немало людей, которые считают, что мужчина в семье несет материальную ответственность, а женщина отвечает за уют в доме. Возможно, вы из числа тех людей, которые не готовы признавать свои ошибки, даже если не правы. Так и проявляются ошибки мышления.

Другими словами, психологи это причисляют к отклонениям в обработке мозга, а также в восприятии и поведении большинства людей.

Существует несколько причин когнитивных предубеждений:

1. Слишком много информации наш мозг не способен обработать должным образом, поэтому и возникают неправильные суждения.

2. Ожидания окружающих. Когда все вокруг вас, включая важных и авторитетных людей, говорят о том, что люди с избыточным весом не способны добиться успехов, тяжело не начать думать таким же образом.

3. Негативный опыт накладывает серьезный отпечаток на будущие цели и проекты. Все совершают ошибки, но прошлое не забываются, а при наличии стереотипов и предрассудков, от них очень сложно избавиться.

Стоит отметить, что таких когнитивных предубеждений великое множество, а вышеперечисленные – это всего лишь малая часть большого списка.

Эффект Гало

Представляет собой влияние человеческих идей на характер людей. Часто это эффект происходит с физически привлекательными людьми.

Когда мы видим красивых людей, то сразу же считаем их успешными, умными и добрыми. Хотя на самом деле, это может быть совершенно не так, как кажется на первый взгляд.

Ошибка атрибуции

Наверное, вы замечали, что в аналогичных ситуациях, мы склонны обвинять окружающих нас людей, а также оправдывать себя. Если кто-то из наших близких или друзей совершит ошибку, то тут же будет признан виновником в глазах окружающих. Но если что-то подобное случится с нами, то мы сразу найдем множество аргументов своей невиновности.

Допустим, водитель подрезает вас только для того, чтобы спасти себя от прохождения автомобильного каравана. В такой ситуации вы, вероятнее всего, посчитаете его наглым эгоистом. Маловероятно, что вы поймете его или подумаете, что он спешит только потому, что у него возникли непредвиденные обстоятельства. Но если на месте неадекватного водителя окажетесь вы, то встретите себя и извинитесь, думая, что вы куда-то опаздываете или просто чувствуете непреодолимую усталость, поэтому спешите домой.

Эффект IKEA

То, что мы создаем своими руками, гораздо больше ценится нами и нашими близкими. Вот почему мебель IKEA создана таким образом, чтобы ее можно было собрать дома.

Это подтверждает эксперимент, проведенный в 2011 году. Людям было предложено рассмотреть варианты разобранной мебели из IKEA и собрать ее, а потом готовые мебельные комплектов других компаний. Испытуемые должны были оценить товар. Оказалось, что участники эксперимента готовы были заплатить больше за те вещи, которые они собрали самостоятельно.

То же самое касается овощей, выращенных на своем огороде. Они могут быть абсолютно аналогичны тем, что вы приобретаете на полках в супермаркете, но свои вы будете ценить больше. А все потому, что вы потратили на их выращивание немало времени и денег. Ведь недостаточно купить просто семена - надо ездить на дачу, тратиться на бензин, оплачивать услуги по водоснабжению (полив) и покупать удобрения.

Стокгольмский синдром покупателя

Если мы покупаем что-то хорошее и разрекламированное, но оно не соответствует нашим ожиданиям на 100 %, то мы все равно продолжаем хвалить этот товар. Такое явление зачастую происходит с владельцами iPhone, которые не желают слышать, что некоторые функции у конкурента лучше.

Объяснить это довольно просто, так как цель любого выбора заключается в том, чтобы выбрать лучшее.

Эффект Хоторн

Это распространенное явление. Заключается в стремлении сделать свою работу на высшем уровне, когда за нами наблюдает начальство.

Так же и в школе дети стараются показать свою ценность в классе, когда входит в класс директор или завуч. Даже не особо умные люди, не тянущиеся к знаниям, подвержены этому эффекту.

Иллюзия прозрачности

Иногда мы врем, и нам свойственно думать, что собеседник понимает это.

На самом деле это не так, а происходит только потому, что мы настолько хорошо знаем себя, что автоматически приписываем эту способность другим.

Убить муху молотком

В некоторых ситуациях мы склонны прилагать гораздо больше усилий для решения проблемы, чем требуется. Это проявляется в нежелании найти легкий путь, а в стремлении идти окольными путями.

Например, готовясь к важному событию, до которого еще много времени, мы можем выбрать один из двух нарядов: один для хорошей погоды, а второй для холода. Но в день мероприятия мы начинаем выбирать дополнительные наряды, и у нас практически не остается времени.

Неправильная оценка

Мы склонны разделять людей на своих и чужих. Это начинает происходить еще со школы, когда классы делят по заглавным буквам алфавита (1-А, 1-Б и так далее). Люди из других групп воспринимаются одинаково, а из своей – каждый человек по-разному.

Стоит отметить, что эта ошибочная оценка не исчезает на протяжении жизни. У нас появляется стереотипное мышление. Допустим, мы верим в то, что все американцы питаются исключительно фаст-фудом, а в Британии пьют каждый день чай в 5 часов вечера.

Стоит отметить, что ошибки умственной обработки возникают, если не со всеми людьми, то с большинством. Избавиться от стереотипов можно при помощи идентификации и последующего изменения, чтобы не дать ни единого шанса возникновению когнитивных предубеждений.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

С какими когнитивными предубеждениями вам приходилось сталкиваться?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.