Как совершенствуются технические способы коммуникации, так становится все более утонченным и вербальное общение. Тесные контакты в условиях необходимости оперативного обмена информацией в больших объемах заставляют людей совершенствовать навыки общения. Это приводит не только к положительным результатам, но и обуславливает появление новых форм агрессивного поведения. В больших коллективах, где напряженная рабочая обстановка сама по себе создает благоприятную почву для накопления и выражения негативных эмоций, набирает популярность пассивно-агрессивный способ враждебного воздействия. Особенность такого поведения заключается в формальной скрытости мотивов, что дает преимущества лицам, которые не хотят или не могут в силу тех или иных причин выражать свои эмоции прямо. Ниже представлено 5 тактических уловок, по признакам которых можно вычислить такого «доброжелателя».
1. Демонстрация обиды
Ярче всего этот способ манипуляции иллюстрируют дети. Не получив то, что они хотели от родителей, они закрываются в своей комнате, не хотят говорить и всячески дают понять, что во всем виноваты старшие. Но то же самое может происходить и со взрослыми людьми.
2. Холодное игнорирование
Если в предыдущем случае имеет место, как минимум, формальная причина и явный мотив для обиды, то постоянное молчание или немногословность может и вовсе не иметь видимых оснований. Но и психология такого поведения ориентируется на вполне конкретные задачи – например, лишить «жертву» эмоционального равновесия.
3. Фальшивая лесть
В тех или иных целях пассивно-агрессивные люди могут приближать своих «жертв» к себе, вызывая у них доверие и даже симпатию. Достигается это за счет ложных комплиментов, уступок и благодарностей. Но со временем лесть сменится агрессией и можно будет ожидать массу внезапно свалившихся проблем.
4. Нарушение обещаний
В рабочих ситуациях вполне могут быть моменты, когда один сотрудник действует в паре с другим, при этом неся разные доли ответственности за общий проект. Такое положение создает все условия для того, чтобы пассивно-агрессивный участник процесса прямо подвел другого. Что важно, он вполне может оправдать такое поведение, не допустив и намека на мысли о намеренном вреде своему коллеге.
5. Систематическая критика
Завуалированной может быть и критика в виде намеренного психологического давления. Регулярно указание на неспособность того же коллеги выполнять свои обязательства, упоминания былых ошибок, рассказы о том, как эффективно справляются с аналогичными задачами другие сотрудники. При этом носитель негативного фона правильно подбирает слова и стилистически выражения так, что они кажутся правдивыми и никак не связанными с подлинным желанием причинить боль.
Как бороться?
Искренние попытки выяснить причину такого поведения с совместными усилиями справиться с конфликтной подоплекой – наиболее верный способ выхода из ситуации. Если по признакам было зафиксировано подобное поведение, стоит как можно быстрее начинать спокойный диалог с пассивно-агрессивно настроенным человеком, раскрывая мотивы, которые им движут. Возможно, он ошибается в своих негативных чувствах и подробный откровенный разговор устранит наконец причины такого поведения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание