Как определить стиль общения собеседника: психолог рассказал о нюансах взаимодействия с людьми

То, как мы общаемся, много говорит о нас самих, особенно в тех ситуациях, когда крайне важно то, какое именно первое впечатление мы производим на людей. К примеру, это касается собеседований или свиданий. Через стиль общения, который является доминирующим, окружающие нас люди будут делать выводы о чертах нашей личности и нашем настроении. Именно поэтому крайне важно научиться определять свой стиль общения и стиль общения своего собеседника. На помощь приходят профессиональные психологи!

Существующие способы общения

Вообще способы, которыми мы общаемся, могут меняться в зависимости от ситуации и того эффекта, которого мы хотим достичь. Происходит это посредством слов и невербальных сообщений. Большинство психологов признает четыре стиля общения:

  • пассивный;
  • агрессивный;
  • пассивно-агрессивный;
  • ассертивный.

Некоторые психологи говорят и о пятом - манипулятивном стиле. Мы предлагаем вашему вниманию подробную информацию о каждом из них!

Пассивное общение

Это способ, который подразумевает, что человек избегает иметь свое мнение и эмоции, не может постоять за себя, устанавливать границы по отношению к другим людям и идентифицировать свои потребности. Такой человек говорит тихо, в основном молчит, часто извиняется, во время разговора практически не смотрит в глаза. Когда он оказывается в конфликтных ситуациях, он не будет демонстрировать своему собеседнику, что он сердит, обижен или расстроен, скорее он бессознательного будет показывать свои собственные страдания и тревоги, подавлять эмоции, терпеть неудобства - все ради того, чтобы сохранить мир и удовлетворить потребности других людей. Это нужно для того, чтобы не разочаровать и не быть отвергнутым.

Это в основном приводит к более сложной проблеме, ведь терпение каждого человека имеет предел. Когда это происходит, может случиться самый настоящий взрыв и выпуск накопленных эмоций. После этого человек начинает испытывать чувство вины, стыда и растерянности, а потому возвращается к своей пассивности, начинает вновь подавлять отрицательные чувства.

Установки пассивного человека

Пассивные люди в основном находятся в подавленном и депрессивном состоянии, им кажется, что они не имеют контроля над собственной жизнью, их случай безнадежен, сами они застряли в сложившейся ситуации. В числе наиболее распространенных убеждений такие: "Я недостоин", "Я уступаю", "Я некомпетентен", "Никто не уважает мои чувства", "Мое мнение не имеет значения".

Агрессивная коммуникация

Такой тип общения подразумевает, что человек выражает свое мнение, чувства и потребности, но делает это таким образом, что это угрожает другим - порой только на словах, а иногда и физически. Такой человек склонен доминировать над другими, унижать их, критиковать, перекладывать свою ответственность и вину на окружающих людей. Часто все это сопровождается угрозами. Он обладает низкой толерантностью, отличается чрезмерной импульсивностью, не слушает людей, перебивает их, говорит громко и надменно, любит быть в центре негативного внимания.

Окружающие его люди нередко чувствуют давление, они вынуждены подчиняться, чтобы не пострадать от последствий. Целью такого рода общения является запугивание, демонстрация силы и приведение слушателей в подчиненное положение, что в принципе противоречит основной цели общения - обмену идеями и информацией. За агрессивным общением в основном стоят различные страхи и неуверенность в себе. Нельзя не сказать и о том, что у человека с таким типом общения есть проблемы с управлением гневом, что может принести ему немало проблем.

Установки агрессивного человека

Убеждения человека, отличающегося агрессивным стилем общения, значительно отличаются от тех, что имеет пассивный человек. Звучат они следующим образом: "Я всегда прав", "Ваше мнение не имеет значения", "Я выше, а вы ниже меня".

Пассивно-агрессивная коммуникация

Этот тип общения представляют собой сочетание ранее описанных стилей и подразумевает, что человек на первый взгляд кажется пассивным, но на самом деле через сарказм, иронию, невежество, неприятие личной ответственности и несоблюдение согласованных действий проявляют свое неудовольствие, ярость и гнев. Довольно часто такие люди дают обещание, что что-то будет выполнено, а затем избегают этого: они не будут отвечать на телефонные звонки и сообщения или же ответят и придумают целую тонну оправданий. Проще говоря, в таком человеке словно уживается двое, один из которых думает, а другой - говорит и делает.

Такие люди редко демонстрируют окружающим собственное мнение, но не для того, чтобы избежать конфликтов, а в целях контроля над другими людьми. Обычно внешнее не соответствует тому, что человек на самом деле чувствует. Например, он демонстрирует чрезмерную воодушевленность, когда видит кого-то, но на самом деле это искусственная реакция. В коллективе пассивно-агрессивный человек может сплетничать и распространять ложь о других, кроме того, он любит примерять на себя роль жертвы и мыслить категориями, которые навязывают ему вину, например такими, как "я не важен".

Манипулятивный способ общения

Этот стиль общения характерен для людей, цель которых - влияние на поведение других людей, контроль над ними и угроза их правам: все это в рамках исключительно личных интересов. Предложения людей, для которых характерен такой тип общения, несут в себе скрытый посыл, и об этом адресат зачастую не подозревает, но уже чувствует себя обязанным, виноватым, в общем, подвержен манипуляциям.

Эти люди достаточно красноречивы, они отлично знают, что нужно делать и говорить в той или иной ситуации, чтобы человек, который не является экспертом в распознавании манипуляций, поддался и сделал то, что от него требуется. Часто манипуляторы рассказывают о тяжелых жизненных сюжетах и драматических событиях, в качестве инструмента для своих манипуляций они используют слезы. Кроме того, все, что вы скажете такому человеку, будет использовано против вас: манипулятор сможет убедить вас в том, что его проблемы гораздо серьезнее ваших.

Ассертивный стиль общения

Такое общение заключается в том, что человек выражает свои мысли, чувства и установки таким образом, что это совершенно не угрожает тем, кто его окружает. Он признает и уважает права других, как свои собственные. Это самый надежный способ общения, выступающий отличной основой для построения функциональных и искренних межличностных отношений. Человек с ассертивным стилем общения говорит спокойным тоном, устанавливает и поддерживает зрительный контакт во время разговора, слушает людей и не перебивает их. Он осознает свои права и не позволяет другим нарушать собственные границы, и при этом он защищает не только себя, но их тех, кто его окружает.

Люди, для которых характерен такой стиль общения, считают, что самой важной частью общения является сохранение общего психического здоровья, любой стресс приводит к тому, что человек просто завершает диалог.

Убеждения, которые имеют люди с таким типом мышления, звучат так: "Я не могу контролировать других, но я могу сам...", "Мы равны: я ценный и второй человек ценный", "Когда мы не согласны, я продолжаю уважать ваше мнение", "Мы можем найти компромисс".

Почему так важно распознавать разные стили общения?

В первую очередь, это важно по той причине, что в повседневном межличностном общении нам легче будет узнавать человека, понимать, как с ним общаться. Если мы понимаем, что у нашего собеседника есть проблема в том, чтобы выражать свое мнение или чувства, то мы можем помочь ему в этом, уверив, что мы поощряем его и что его слова имеют значение. Несложно догадаться, что наиболее продуктивным является ассертивный тип общения, однако и другие могут найти свое применение в некоторых ситуациях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какой стиль общения характерен для вас?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.