Почему люди идут за толпой: наука ответила на вопрос, как окружение влияет на нас

Может показаться, что мы контролируем наши мысли и поведение. Но психология людей показывает совсем обратное. Каждый из нас регулярно взаимодействует с другими. Общение с друзьями, сотрудниками по работе, одноклассниками или знакомыми в социальных сетях занимает важнную часть каждого дня.

Насколько сильно другие влияют на нас? Исследования показывают, что мы не всегда самостоятельно контролируем свои мысли и поведение. Мы принимаем подсказки от окружающей среды, то есть от других людей, в отношении того, как действовать.

Влияние окружающих

Вам знакомо понятие групповой поляризации? Оно означает, что единомышленники усиливают точки зрения друг друга. Групповая поляризация усиливает мнение каждого человека в группе.

Французские психологи Серж Московичи и Мариса Заваллони провели интересное исследование: они задали участникам несколько вопросов. Сначала Серж и Мариса поинтересовались мнением участников о нынешнем президенте. Затем они спрашивали об их отношении к американцам. После всего этого исследователи попросили участников обсудить каждую тему в своих группах.

Результаты

После обсуждения группы, которые имели предварительный консенсус, стали более экстремальными в своих мнениях. Например, поначалу участники придерживались слегка благоприятного отношения к президенту Франции. Но их отношение к происходящему стало иным после общения друг с другом.

Также участники придерживались слегка негативного отношения к американцам. В дальнейшем оно лишь усилилось. Почему? Потому что каждый участник узнал мнение другого: когда кто-то еще делится своим взглядом на происходящее, слушатель словно становится его союзником. Исследователи пришли к выводу: «Групповой консенсус, по-видимому, может привести к глобальному изменению отношения к чему-либо. В подобной ситуации субъекты могут занять более экстремальные позиции». Когда мы видим, что чье-то мнение соответствует нашему, личные убеждения укрепляются.

Важная деталь

Вы не задумывались, почему нам так нравится быть с теми, кто разделяет наши убеждения? В одном исследовании в США участников попросили обсудить такие вопросы, как однополые браки, благотворительные действия и улучшение климатических условий. Участники одной группы происходили из той части Колорадо, которая известна своей либеральностью. Находящиеся в другой группе были родом из консервативной части штата. Дискуссии по спорным темам привели к увеличению согласия в группах. Убеждения, которые близки нашему сердцу, укрепляются, когда мы окружаем тех, кто придерживается подобных взглядов.

"Если это делают другие, значит, это правильно"

Популярное мнение, не так ли? Но разве это разумно? Сегодня многие используют принцип "социального доказательства". Они считают, что для того, чтобы узнать то, что правильно, нужно посмотреть на то, что делают другие. Психолог Роберт Чалдини делится: «Именно окружающие оказывают на нас влияние в различных вопросах. К примеру, что делать с пустой коробкой из-под попкорна в кинотеатре, как быстро ехать по определенному отрезку шоссе или как съесть курицу на званом обеде: на все эти действия влияет окружение». Для многих социальное доказательство является кратчайшим путем, чтобы решить, как действовать.

Конечно, иногда подобный подход не приводит ни к чему плохому. Так, в одном исследовании, посвященному этой теме, маленькие дети, которые боялись собак, наблюдали, как один четырехлетний мальчик радостно играет с собакой. Это продолжалось 20 минут в день в течение четырех дней. Каков был результат? 67 процентов детей, которые наблюдали, как мальчик играет с собакой, были готовы войти в детский манеж с собакой. Итак, наблюдение за тем, как маленький мальчик развлекается с собакой, снизил страх у других детей. Они использовали поведение мальчика, играющего с собакой, в качестве своеобразного успокоения, что они тоже могут так делать. В итоге, изменилось их собственное поведение.

Почему другие так сильно влияют на нас?

Очевидно, что другие влияют на наше поведение. Одна из причин этого заключается в том, что мы живем в сложном мире. Мы используем решения других как способ ориентироваться в нашей жизни.

Психолог Чалдини приводит в пример рекламодателей, сообщающих нам, что их продукт является «самым популярным» или «признанным во всем мире». Итак, рекламодателям не нужно убеждать нас в том, что продукт хорош: им нужно лишь сказать, что другие думают по этому поводу.

По словам Роберта, многие падки на популярность. Они считают, что раз это популярно, значит хорошо. У большинства из нас нет времени, чтобы расширить знания обо всех товарах и исследовать каждый рекламируемый продукт, чтобы оценить его пользу. Именно поэтому мы часто ориентируемся на мнение других.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Часто ли вы ориентируетесь на мнение других?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.