Ученые и психологи доказали: ложь во благо полезна и помогает располагать к себе людей

Есть ли в вашей компании так называемый кодекс поведения? Девиз относительно честности? С нечестностью и плохим корпоративным поведением, создающим ежедневные заголовки газет, постоянно приходится сталкиваться миллионам людей. Например, сколько историй было связано с нарушением конфиденциальности различными социальными сетями.

Однако вместо общих заявлений о честности организации должны рассмотреть возможность вовлечения своих сотрудников в критическую дискуссию вокруг вопроса о ней, в том числе в тех интересных случаях, когда определенные виды обмана могут помочь построить лучшие взаимоотношения. Хотя мы нуждаемся в большей прозрачности и подотчетности в бизнесе, радикальная честность, когда речь заходит об управлении людьми, часто не достигает цели.

Ложь во благо

Это то, что ученые-бихевиористы называют просоциальной ложью. Как выяснилось, подобное поведение вполне может являться признаком лидера.

Эмма Левин, доцент кафедры поведенческих наук в школе бизнеса Бута Чикагского университета, изучает эти типы лжи. Она обнаружила, что просоциальная ложь не просто рассматривается как приемлемая, она рассматривается как необходимая. Ее исследование показало, что мы воспринимаем тех, кто говорит просоциальную ложь, более этично, чем тех, кто говорит обидную правду, если мы понимаем намерения обманщика.

Другими словами, мы предпочитаем благожелательность честности, когда ясно, что кто-то солгал из благих побуждений. Она также доказала, что просоциальная ложь может увеличить доверие, что противоречит общепринятому мнению о том, что обман всегда разрушает его. Во многих ситуациях считается, что лгать гораздо более этично, чем говорить чистую правду.

Не все так просто

Проблема заключается в том, что мы приравниваем все обманы к корыстной лжи, то есть такой, как ложь о себе, манипулирование людьми ради собственной выгоды, признание в заслугах и многое другое.

Просоциальная ложь не имеет ничего общего с заблуждением Элизабет Холмс или плохим поведением Адама Ноймана. Скорее, это связано с повседневными личностными ситуациями, такими как управление, мотивация и вдохновение людей.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, когда просоциальный обман может быть уместным и действительно помочь построить доверие и подотчетность?

Правильно выбранный момент

Одним из основных принципов построения доверия на основе просоциального обмана является понятие времени. Например, в своей работе в качестве спичрайтера и сценариста для живых корпоративных мероприятий я обнаружил, что нередко происходит так, что ведущий сомневается в себе и нервно рассуждает о том, вправе ли он говорить о тех качествах, в наличии которых сам сомневается.

Даже если я буду задаваться тем же вопросом, в этот момент уже слишком поздно что-либо менять. Поэтому не стоит отказываться от лжи во благо в самый последний момент, так как это никак не сможет улучшить ситуацию. Поэтому мы переходим к следующему пункту.

Очень тонкая грань

Решение о том, говорить ли просоциальную ложь или нет, также зависит от того, насколько глубоко вы понимаете, что нужно другому человеку. Левин и ее команда работали как с пациентами, так и с врачами и обнаружили, что первые чувствуют себя гораздо более комфортно с ложной надеждой. Сами же врачи, которые были вынуждены лгать, чтобы не расстраивать пациентов, проявляли серьезную обеспокоенность и предпочитали бы сказать правду.

Опросы показали, что некоторые пациенты, наоборот, не хотят слышать правдивого диагноза, так как он звучал бы для них, как приговор. А ложь позволила бы им насладиться жизнью и не думать о печальном. С этической стороны данный вопрос выглядит довольно спорным. Особенно если учесть, что врач не имеет права лгать о диагнозе. С другой стороны, если сам пациент говорит, что он не хочет знать истину, не должен ли медицинский работник сделать все для того, чтобы облегчить состояние больного человека?

Если врач предлагает смертельно больному смягченную, более обнадеживающую версию истины, в то время, когда медицинский работник не знает предпочтений пациента, это называется "патерналистской" ложью. Доктор просто думает, что знает, чего хочет пациент. Патерналистская ложь может быть столь же разрушительной, как и корыстная. Подобное поведение можно расценивать, как недопустимое.

Какая же ложь врача считается приемлемой?

Если врач предлагает пациенту смягченную, более обнадеживающую версию истины, потому что он обсудил ее с пациентом и фактически знает его предпочтения, то подобное рассматривается как построенная на доверии просоциальная ложь. "Речь идет о том, есть ли у вас истинное понимание того, что лучше для другого человека", - объясняет Левин.

Еще примеры

Менеджеры часто заблуждаются в том, что сотрудники нуждаются в обратной связи по всем направлениям деятельности, и что радикальная честность в отношении своих недостатков будет мотивировать их к улучшению. На самом деле такая обратная связь часто ухудшает способность людей учиться. Представьте себе, что кто-то более молодой, кому не хватает уверенности и опыта, просматривает презентацию, которую он будет показывать клиенту. У него неуверенный стиль изложения, а информация плохо организована. Когда он заканчивает с презентацией, он спрашивает мнения своих коллег, которые намного опытнее него.

Если более опытные сотрудники разнесут его презентацию в пух и прах, то молодой сотрудник просто повесит нос и возможно вообще решит уволиться. Просоциальной ложью в этом случае будет фраза: "Хорошая работа на твердом старте. Однако требуются некоторые доработки, давайте соберемся вечером и рассмотрим, как можно сделать презентацию еще более интересной".

Важно хорошо понимать, что нужно другому человеку

Только в этом случае просоциальная ложь может принести пользу. Однако не должно появиться такого понятия, как общество, где люди боятся говорить правду, потому что они не хотят ранить чьи-то чувства. На самом деле, важно помнить о том пагубном влиянии, которое сострадание может оказать на самом деле.

Нельзя лгать из сострадания

Исследования из Калифорнийского университета в Сан-Диего показали, что сострадание может заставить нас лгать в ситуациях, когда мы должны были быть честными. Например, когда трудная правда могла бы быть полезна для другого человека. Поэтому стоит обратиться к психологии.

Сострадание настраивает людей на страдания других. Поэтому, если человек видит ложь как средство предотвращения страданий или вреда, это может увеличить нечестность. К такому выводу пришел автор исследования Мэтью Луполи (ныне преподаватель Университета Дикина).

Рассмотрим коллегу, проходящего через тяжелый развод, чья работа буквально ускользает от него из-за того, что сотрудник постоянно находится в своих размышлениях и перестает качественно делать то, что требует от него начальство. При этом вы знаете, что директор фирмы не может больше терпеть ошибок от этого человека и планирует его уволить, если ситуация не изменится в самое ближайшее время.

Вы чувствуете жалость к коллеге, но вы знаете, что его плохое качество работы может привести к увольнению. Из-за сострадания вы начинаете подбадривать коллегу, говорите ему, что он прекрасно справляется с работой. Из-за этого человек думает, что все в полном порядке. В итоге он теряет работу. В подобной ситуации стоит проявить честность и предупредить товарища об опасности увольнения. Это будет наиболее правильным решением. Таким образом, стоит быть очень осторожным, решая лгать во благо.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы когда-нибудь лгали, чтобы расположить к себе людей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.