Сначала похвала, потом замечания: как сделать критику конструктивной

Критика - рабочий инструмент, который помогает улучшить работу персонала и всей компании в целом. Конструктивная критика приносит положительный эффект, поэтому она обязательно должна быть в коммуникации. Психологи выделили несколько принципов, которые помогут желающим научиться правильно критиковать и извлекать максимальную выгоду.

Искусство критики

Цивилизованное общество давно примирилось с мыслью, что критика - часть ежедневной человеческой коммуникации. Без нее трудно обойтись, особенно в ситуациях, которые напрямую зависят от деятельности человека. Критика - это оценка действий, работы, и она может быть не всегда приятна. Так как же сделать критику конструктивной, подать ее так, чтобы человек не чувствовал себя оскорбленным и получил заряд вдохновения для дальнейшей работы? В первую очередь нужно понять, что это лишь способ указания на ошибки, обращение внимания на свершившийся факт. Целью критики никогда не является унижение, только позитив и настрой на конструктивный диалог. Правильно поданная критика помогает укрепить отношения внутри коллектива и объединиться для решения сложной задачи.

Определите цель и смысл критики

Прежде чем начать разговор, подумайте, принесет ли он положительный результат, каким образом подействует на дальнейшую работу человека. Для критики ситуация должна быть действительно значимой. Определите для себя цель, которую вы преследуете через критикование, и действуйте осторожно, чтобы не напугать сотрудника. Если в данный момент вы сами испытываете нервозность или находитесь в состоянии ярости, начинать разговор крайне нежелательно, чтобы ваши личные эмоции не повредили делу и не коснулись индивидуальных особенностей сотрудника. Иначе ситуация может выйти из-под контроля и перерасти в конфликт.

Подготовьте человека к критике

Специалисты рекомендуют подойти к вопросу критики основательно с точки зрения эмоционального комфорта. Не нужно превращать действие в нападение из-за угла. Продумайте разговор, может быть, запишите все тезисы, которые считаете ошибкой и на которые хотите указать. Также и вашему сотруднику дайте время подготовиться к разговору, составить речь, подготовить аргументы для защиты. Запрещено принудительно начинать разговор. В этом случае это будет не партнерство, а спланированное уничтожение сотрудника и обесценивание его как специалиста. Да и агрессия будет ответом на вашу агрессию. А когда обе стороны кричат, не получается не только конструктивной критики, но и разговора в целом.

Придерживайтесь фактов

Конструктивная критика содержит в себе конкретные факты. Нельзя указывать человеку на ошибки без подтверждения его ошибок. Прежде чем вступать в беседу, рекомендуется вынести все тезисы в отдельный список, просмотреть и еще раз убедиться в ошибочных действиях сотрудника. Продумайте, какими доказательствами вы будете оперировать, чтобы оказаться правым. Это спасет вас от обвинений в личной заинтересованности, предвзятости, а потому необъективности. Такие фразы, как "вы ни на что не годитесь", использовать не рекомендуется. Подобные фразы воспринимаются на личный счет почти всегда.

Обладайте информацией о том, как правильно

Перед тем как начать разговор с сотрудником о его ошибках, проиграйте в уме ситуацию так, чтобы она выглядела идеальной, так, как все действительно должно происходить. В первую очередь вас должны интересовать приоритеты, ценности, которые важны для компании, затем перейдите к местам, где они действительно должны быть, но их не оказалось. Работник должен знать, где он совершил ошибку. Только так работник поймет ее, исправит и в дальнейшем допускать ее не будет.

Относитесь с уважением

Критика чаще всего воспринимается как негативный фактор. Эмоции усиливаются, если критикуемый чувствует агрессию. Поэтому очень важно настроиться на позитив. Это поможет сотруднику почувствовать, что проблема решается, и вы понимаете, что ошибки могут случаться с каждым. Эмоции всегда трактуются как негативный фактор, критикуемый чувствует унижение, мозг не способен слышать доводы и проводить анализ ситуации. Требуемые выводы сделаны не будут. Уважение - ключ к быстрому решению проблемы.

Похвала, критика, советы

Чтобы смягчить критику, нужно сначала указать на позитивные, правильные действия, которые принесли пользу общему делу. Похвала всегда действует положительно, позволяет человеку понять, что на него не нападают. Когда сотрудник открыт для дальнейшей беседы, спокоен и уверен в себе, можно указать на допущенные ошибки. Рекомендации руководства к их исправлению будут трактоваться как справедливые, а потому легко выполнимые. После того как ситуация разрешилась, в мягкой форме дайте сотруднику несколько советов. Такой психологический прием успокоит его, даст почувствовать заботу и поможет избежать проблемной ситуации в будущем. В этом и заключается конструктивность.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к критике? Вас задевает или готовы выслушать все предложения?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.