Обесчеловечивание и обезличивание: почему мы причиняем боль другим людям

Михаил Афанасьевич Булгаков говорил, что не бывает злых людей, бывают люди несчастные. И чем несчастливее человек, тем больше вреда он пытается принести окружающим. Таким образом он словно заполняет пустоту внутри себя. Каким же образом он влияет на окружающих и как себя с такими людьми вести?

5 психологических приемов

По факту, злые люди вредят окружающим беспричинно, просто потому, что они испытывают от этого процесса удовольствие. Для нанесения морального ущерба они используют несколько психологических приемов:

  1. Искажение последствий. С помощью этого механизма человек старается скрыть или минимизировать последствия своих поступков. Он сделает все возможное, чтобы окружающие поверили, что все его действия были логичными, обоснованными и никоим образом не были направлены на причинение вреда. А то, что вышло, как вышло, - это не его вина, а ваша, возможно.
  2. Моральное оправдание. Неважно, каким был совершенный поступок, токсичный человек будет уверять, что он преследовал исключительно благородные мотивы. И он делал все правильно, так как заботился о ваших интересах.
  3. Проецирование вины. Еще один способ оправдать неправомерное поведение. Токсичный человек перекладывает всю вину на жертву, мол, это она сделала что-то не так, а ему только оставалось поступить соответственно. Например, грубое обращение злой человек оправдает тем, что собеседник его разозлил, даже если тот ничего сделать и не успел, но своей вины никогда не признает.
  4. Перенос ответственности. Если злого человека призвать к ответу за проступок, он тут же станет перекладывать ответственность, говоря, что ему приказали так поступить или что-то в этом духе.
  5. Обесчеловечивание и обезличивание. Токсичные люди начинают относиться к кому-то так, как будто это не человек. Так обидчику становится проще причинять другим боль.

Двойные стандарты

Считается, что боль другим людям приносят те, кто сам некогда пострадал. Закономерно возникает вопрос: неужели человек не понимает, что другим тоже больно? По правде говоря, не совсем это осознает.

В социальной психологии уже давно изучается феномен самооправдания. Одна из его особенностей - это двойные стандарты. Если человек поступает с кем-то так, как поступили когда-то с ним, то только потому, что чужой чувственный опыт ему недоступен. Совершив некий неблаговидный поступок, человек тут же находит оправдание себе. Ведь каждый из нас о себе хорошего мнения, а чтобы снизить эмоциональный дискомфорт, намного проще осудить другого.

Почему люди делают больно другим: причина

Превращаясь из жертвы в палача, человек моментально забывает все, что знал о своей боли. Люди не осознают, что другие могут испытывать те же чувства, что испытывали они, или даже страдать сильнее. Неосознанно человек отделяет себя от других и свято верит, что его чувства никто понять не может. Для каждого из людей на первом месте всегда стоит только он, и если с кем-то из окружения случается несчастье, то человек может выразить слова сочувствия, но на краю его сознания будет мелькать мысль: "Хорошо, что это случилось не со мной".

Как вести себя со злыми людьми?

Если человек причиняет боль другим, то изменить его невозможно. Обычно он осознает, что поступает неправильно, но, поддаваясь импульсивным порывам, продолжает поступать так вновь и вновь.

Чтобы обезопасить себя от таких людей, нужно следовать нескольким правилам. Во-первых, не стоит сближаться с этими людьми больше необходимого. Они могут давить на жалость или начать манипулировать, но нужно всегда думать о своих интересах.

Во-вторых, не стоит брать с таких людей пример. Подражая поведению злого человека, окружающие фактически поощряют его злонамеренные порывы.

Также не стоит им говорить, что нужно делать. Если человек не хочет, чтобы ему помогли, то все усилия бесполезны.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как часто вы сталкиваетесь со злыми людьми в обществе?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.