Почему от комплиментов и похвалы становится неловко, а не радостно. И дело тут совсем не в скромности

Приятные слова в свой адрес хотят слышать все, и совсем необязательно, чтобы они исходили от противоположного пола. Похвала от начальника, восхищение друзей и случайных знакомых - мало ли кто решит признать ваши достоинства! Но на самом деле лишь немногие правильно реагируют на комплименты: вместо радости на лице отражается смущение, вдобавок человек начинает оправдываться…

“Меня не за что хвалить”

Подобный подход не несет радости ни одной из сторон, участвующей в диалоге. Ведь вам хотели сделать приятное, а в ответ слышится нечто нечленораздельное.

Вот примеры неадекватных реакций на похвалу:

  • Человек краснеет, потеет, даже начинает заикаться.
  • Оправдывается (“Да это просто фасон удачный, на самом деле я толстая”).
  • Нападает на того, кто сделал комплимент, заподозрив, что он просто решил поиздеваться.
  • Решает просто проигнорировать сказанное.

Люди, которые не ценят себя, уверены в том, что похвала не заслужена, им она кажется неуместной, ошибочной или даже саркастической.

Причины, вызывающие неловкость

Их может быть несколько, но чаще всего людям (не только женщинам) мешают комплексы. Они считают себя недостаточно хорошими, но и не только:

  • Низкая самооценка. Причем страдают от нее порой вполне красивые и умные люди. Они просто убедили себя в том, что не дотягивают до стандартов. И когда слышат похвалу, искренне удивляются, теряются и не знают, как реагировать.
  • Воспринимают похвалу как способ манипуляции. Такие люди считают, что похвалу произносят лишь в корыстных целях.
  • Неумение общаться. Вы считаете, что обязаны “вернуть” комплимент. А сделать это быстро и легко не в состоянии.

Это основные причины, по которым люди, услышав похвалу, теряются.

Дальше вы узнаете, как научиться реагировать правильно, чтобы похвала приносила не смущение, а радость. Но сначала поговорим о том, как неумение принять комплимент может помешать в жизни.

Недопонимание и обиды

Чтобы понять, какие неудобства создает неумение общаться, представьте несколько ситуаций, это более наглядно:

  • В коллективе работают Николай и Светлана. Николай в начале дня от души хочет сделать коллеге приятное, поднять настроение. Романтика тут ни при чем, просто ему нравится с ней работать. Он хвалит прическу Светланы, а она в ответ краснеет и убегает. Николай ожидал совсем другой реакции. Он удивляется и решает больше лишний раз не контактировать с этой странной девушкой.
  • Директор хвалит сотрудника за работу. Тот в ответ молчит, потому что просто не понимает, как себя вести. Он думает, что вовсе не заслужил похвалу. Игнорирование в данном случае - самый худший вариант. Директор чувствует себя идиотом и не понимает, что сказал не так. Либо считает сотрудника высокомерным нахалом. Такой о повышении может забыть.
  • Оля и Ирина не очень дружат, потому что Оля критична к работе новичка. Но однажды она, как более опытный сотрудник, решает похвалить Ирину, поскольку заметила прогресс. Но Ирина принимает это как издевку: “Да ты еще издеваешься надо мной!” - грубо бросает она. Как думаете, станет ли Ольга лучшей к ней после этого относиться, помогать в работе? Скорей всего, она обидится и даже пожалуется руководству на неадекватное поведение Ирины.

Чтобы избежать подобных ситуаций, понадобится некоторая работа над собой. Но лучше ее сделать, тогда и жизнь станет приятней, и окружающим будет легче с вами общаться.

Как избежать неловкости

Если у человека занижена самооценка, похвала для него является не приятным стимулом, а триггером. Она пробуждает все негативные установки, отчего и появляется негатив. Чтобы исправить ситуацию, придется поработать над собой.

Существует очень простое упражнение, которое поможет сформировать другую реакцию на похвалу окружающих. Нужно сесть и подумать, какие у вас есть положительные качества, что хорошего было сделано сегодня. Потом выписать их в тетрадь.

В зачет идет каждая мелочь - придержал дверь для девушки, указал прохожему дорогу, позвонил маме, чтобы узнать, как у нее дела. Упражнение надо проделывать ежедневно.

Похвалили - улыбнись в ответ

Теперь научимся правильно принимать комплименты. Как только у вас появится это умение, их сразу станет больше.

  • Улыбка как ответ. Универсальный способ невербального общения - спасательный круг на первых порах. Обязательно при этом смотреть в глаза собеседнику. И очень желательно поблагодарить, сказать: “Спасибо, очень приятно!”
  • Не стоит искать скрытый смысл там, где его нет. Окружающие просто делятся с вами хорошим настроением. Научитесь радоваться жизни, это совершенно нормально.
  • Додумывать тоже не нужно. Пусть даже кто-то действительно захочет проверить вашу реакцию на лесть. В таком случае комплимент будет явно преувеличен. Лучший выход - перевести все в шутку (“Вы меня переоцениваете!”) Не стоит придавать и слишком большое значение похвале. Относитесь к ней легко, порадуйтесь и живите дальше.

Но не переусердствуйте, ведите себя достойно. Не стоит кокетничать и специально напрашиваться на комплименты.

Внимание приятно всем, но выскочек никто не любит. Регулярно работайте над самооценкой. Со временем сформируются новые нейронные связи, вы научитесь больше ценить себя. И каждый комплимент будет приносить радость!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Испытываете неловкость, когда вас хвалят, или радуетесь комплиментам в свой адрес?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.