Потеря родственника, особенно близкого, традиционно воспринимается, как большое горе. Друзья, знакомые, коллеги по работе проявляют сочувствие и выражают соболезнования тем, в чей дом пришла беда. Но всегда ли испытываемые ими эмоции соответствуют общепринятому традиционному восприятию?
Недавно вышедшая книга Дженнет МакКарди I’m Glad My Mom Died поднимает этот непростой вопрос и рассматривает «неприличные» реакции на потерю близких родственников, такие, как радость.
Почему возникает такая реакция
Казалось бы, утрата родного человека – глубокая трагедия. Обычно люди оплакивают ушедшего в иной мир, вспоминают о его хороших делах, сожалеют о том, что не успели сказать или выполнить.
Но иногда реакция бывает другой – родные испытывают облегчение после потери члена семьи. Почему же не возникает даже тени сожаления, не появляются слезы? Неужели все дело в эгоизме, отсутствии человечности, потери способности переживать и тосковать?
Вовсе нет. Основная причина появления нетрадиционных эмоций после потери близкого – то, что из жизни ушел токсичный человек, делавший каждый день членов своей семьи невыносимым.
Почему еще возникают необычные чувства
Есть и другая причина, по которой люди испытывают облегчение и бывают обрадованы кончиной родственника.
Если покинувший этот мир человек тяжело болел, страдал и мучался в течение длительного периода времени, то его кончина хоть и расстраивает, но воспринимается, как облегчение.
Нормальны ли эти чувства
Конечно же, люди, понимая, что радуются кончине близкого, начинают сомневаться в себе, в том, что их эмоции – нормальны.
Между тем, нетрадиционные реакции на потерю родственника не возникают на пустом месте. Как правило, они формируются многими десятилетиями, в результате ежедневного общения с человеком, высасывающим все эмоциональные силы, подавляющим и угнетающим.
Жестокость и авторитарность родителей, супругов или других близких приводит не только к тому, что люди становятся апатичными. Токсичные взаимоотношения – яд, отравляющий тех, кто пребывает в позиции жертвы. Соответственно, кончина такого родственника бессознательно воспринимается, как избавление от продолжительного отравления, то есть нетрадиционная реакция в данном случае естественна и нормальна.
Если же ушедший в иной мир тяжело и долго болел, то после его кончины близкие ощущают смесь эмоций. Они морально опустошены, измотаны душевно и физически. Поэтому первое возникшее чувство – радость. И это совершенно нормально, поскольку позади осталось тяжелое изнурительное испытание. Скорбь и печаль придут позже, это произойдет естественным образом.
В какую ловушку можно попасть
Как это ни странно, но люди часто чувствуют себя лучше без определенных членов семьи в своей жизни. Однако, практически никто, даже в тесном семейном кругу, не говорит открыто о наличии нетрадиционной реакции на кончину токсичного родственника.
И, хотя совершенно нормально чувствовать облегчение, безразличие или даже радость, когда умирает токсичный член семьи, демонстрировать эти эмоции не принято. Если кто-то не показывает скорбь, не выглядит печальным, не отзывается о покойном хорошо – окружающие начинают осуждать этого человека, стыдить его.
Конечно же, ловить на себе косые взгляды никто не хочет, поэтому истинные чувства скрываются. Но притворяясь, люди начинают ощущать вину за то, что не могут пролить ни одной искренней слезинки. Это приводит к тому, что люди попадают в эмоциональную ловушку, начинают страдать от того, что не испытывают «правильных чувств» и наказывают себя за мелочность и эгоизм.
Другая ловушка – попытка «поторопить» собственные эмоциональные реакции. В случае кончины тяжелобольного родственника члены его семьи часто стараются поскорее пережить стадию облегчения и перейти к этапу скорби. Но нельзя переключить свои чувства, этот процесс не поддается контролю.
Как избежать самообвинения
«Мы не должны чувствовать себя виноватыми из-за нашей собственной индивидуальной реакции на тяжелую утрату. В эти трудные и ошеломляющие моменты нормально быть добрым к себе и позволять себе испытывать то, что вы хотите чувствовать», - так написала Дженнет Маккарди в своей книге, за рекордные сроки ставшей бестселлером.
Но как избежать самообвинения в такой ситуации? Если чувства идут вразрез с моральными нормами, если испытываемые эмоции не приличны и вызывают общественное осуждение?
Если оказавшегося в такой сложной ситуации человека начинает одолевать чувство вины, то стоит вспомнить о том, какими были отношения с покойным родственником. Нужно подумать о том, что происходило ежедневно и приводило к осознанию происходящей несправедливости, к обиде, к эмоциональной боли. Такие воспоминания подействуют отрезвляюще и не позволят заниматься самообвинением. Разумеется, не стоит зацикливаться на мелких подробностях негативных событий минувших лет, подумать следует лишь о причинах отсутствия скорби.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание