Почему так сложно воспринимать критику (даже добрую и обоснованную): о реальных причинах, которые в голове и далеком прошлом

Многие воспринимают критику как осуждение. И не могут реагировать на нее адекватно. Болезненность восприятия критики - проблема, которая имеет неочевидные причины. Часто они кроются в негативном прошлом опыте. Почему люди плохо реагируют на критику? И как правильно воспринимать негативные высказывания в свой адрес?

Почему некоторым людям нравится критиковать других

Они делают это по разным причинам. Есть личности, которые просто привыкли считать себя выше других. И осуждать окружающих. Причина такого поведения - комплекс неполноценности. Другие склонны к критике потому, что любят "причинять добро". Такие люди искренне считают, что при помощи замечаний могут сделать окружающих лучше. И не осознают, что вторгаться в чужую жизнь неприлично.

Когда человек критикует кого-то конструктивно, а собеседник неадекватно реагирует на высказывания, это говорит о неуверенности в себе, низкой самооценке. Например, если сотрудники вместе работают, им важно получать обратную связь друг от друга, чтобы эффективно достигать целей и развиваться в профессиональной сфере. Какую критику надо считать конструктивной, а какую - деструктивной? Все зависит от намерений говорящего. Если человек сделал замечание для того, чтобы собеседник работал над собой, достигал лучших результатов, это конструктивная критика. Если цель высказываний - унижение и осуждение, она является деструктивной. Почему человек плохо воспринимает даже обоснованную критику? Эта особенность личности обусловлена несколькими причинами.

Слишком высокие требования

Критику плохо переносят те, кто склонен осуждать и обвинять себя. И стремиться к идеальным результатам. Перфекционисты воспринимают тех, кто их критикует, как свое отражение.

Поругать себя гораздо проще, чем услышать замечания со стороны окружающих, которые могут вынести обвинения на общий суд. И тогда ситуация станет еще хуже.

Боязнь утратить любовь

Критика воспринимается как красный сигнал на светофоре, который указывает на то, что надо остановиться.

Если человек не сделает этого, он станет изгоем, отверженным, лишенным любви.

Болезненность восприятия критики субъективна. Например, если человек потратил много сил на то, чтобы создать бизнес, а кто-то говорит, что он плохой предприниматель, такие слова вызовут сильное огорчение. Тот, кто их услышал, подумает, что все старания оказались напрасными.

Психологические травмы

Они оставляют "шрамы" на душе. Слыша критику в свой адрес, человек как бы вновь переживает болезненные события и ощущения, связанные с ними. И стремится избегать замечаний.

Нарциссическая натура

Люди с этой особенностью воспринимают любые замечания как свидетельство своей неполноценности, недостойности, неудачи. Испытывают сильный стыд и стремятся всеми силами избегать критики.

К сожалению, нельзя жить в обществе и никогда не слышать негативных комментариев в свой адрес. Как правильно реагировать на критику?

Рекомендации экспертов

Критику часто можно остановить с помощью диалога. Если тот, кто делает замечания, адекватен и способен беседовать спокойно, надо наладить с ним общение. Например, когда критикует руководитель или коллега, следует вежливо и тактично объяснить, что эти слова неконструктивны. Они вызывают стресс, снижают работоспособность.

К сожалению, такой комментарий может привести к тому, что сотрудника попросят уволиться. Но если начальник ценит работника, он отреагирует адекватно.

Люди, которые находятся в процессе разрыва отношений, часто делают друг другу замечания.

В такой период человек может услышать от партнера нелестные комментарии по поводу внешности, профессиональных и душевных качеств. Если собеседник адекватен и готов к диалогу, стоит спросить, чего он хочет добиться этими высказываниями.

Не стоит переходить во встречное "наступление". Нужно придерживаться принципа диалога и переговоров.

Иногда критика вызывает бурные эмоции. Человеку надо понаблюдать за собой и понять, какие чувства вызывают у него замечания. Если эмоции сильные, перед тем как приступить к диалогу, следует успокоиться. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, прогуляться, умыться, посчитать до 10, выпить воды.

Болезненность восприятия критики - характерная черта перфекционистов. Специалисты советуют снизить планку требований к себе, научиться принимать и прощать себя. Даже если человек столкнулся с неудачей, это не означает, что он никогда не сможет достичь успехов.

Нужно развивать чувство собственного достоинства. Это не гипертрофированное эго, а умение ценить себя. Личность, которая четко знает свои сильные и слабые стороны, цели и планы на будущее, не станет огорчаться из-за чужих замечаний.

Если человек болезненно воспринимает критику, значит, он требует от себя идеальных результатов и недооценивает свои положительные стороны и достижения.

Психологи советуют в каждом замечании видеть точку роста. А тех, кто критикует, воспринимать как помощников в работе над своей личностью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам встречались люди, которые плохо воспринимают критику? Как они себя вели?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.