Детская тревожность: что делать родителям, если ребенок не может быть спокойным

Каждому человеку знакомо чувство тревоги. Наиболее часты его проявления в период взросления. В любой момент может возникнуть беспокойство: когда ребенок отвечает у доски, испытывает сложности в обучении, участвует в школьном или детсадовском мероприятии. Излишние проявления тревожности приносят проблемы: чадо замыкается в себе, становится стеснительным, обрастает комплексами.

Тревога и тревожность

Психологический словарь определяет тревожность как индивидуальную особенность, которая заключается в склонности испытывать повышенное беспокойство в разных ситуациях жизни, даже к этому не располагающих. Тревожность отличается от тревоги. Последняя проявляется эпизодически, первая же - устойчивое состояние. Например, ваш ребенок должен выступать на празднике или у доски и волнуется перед этим. В других же ситуациях он спокоен. Это тревога. В случае если состояние проявляется периодически, речь идет о тревожности. Она не находится в прямой связи с ситуацией и проявляется в любом виде деятельности.

Страхи

Если индивидуум боится чего-либо конкретного, речь идет о страхе. К примеру, люди иногда боятся темноты или высоты. Так, дети от одного года до трех лет испытывают страхи ночи, боли, одиночества. В период от трех до пяти лет проявляется боязнь замкнутого пространства и темноты. В пять-семь лет наблюдается страх смерти. В семь-одиннадцать лет дети опасаются, что их не будут понимать и ценить.

Причины тревожности у детей

  1. Неадекватные требования, как правило, завышенные. Например, мать и отец постоянно говорят ребенку, что он должен учиться на отлично. Они не хотят смириться с тем, что он получает и другие оценки.
  2. Противоречивые требования, которые предъявляют учебное заведение и родители. К примеру, мама не пустила своего ребенка на занятия, так как он плохо себя чувствовал. Учитель же читает ему лекцию по поводу пропуска перед всем классом.
  3. Негативные требования, унижающие ребенка, ставящие его в зависимое положение. К примеру, учитель говорит:” Я не расскажу родителям, что ты дрался, если ты скажешь, кто, пока меня не было, плохо себя вел”.

Как узнать тревожного ребенка

В класс или группу детского сада заходит ребенок. Его взгляд напряжен, он очень тихо здоровается и осторожно присаживается на краешек стула. Возникает ощущение, что он ждет неприятностей. Речь идет о тревожности. Таких детей в детских учреждениях много, и психологи в процессе работы с ними сталкиваются с трудностями, ведь другие “проблемные” дети, как агрессивные, так и гиперактивные, всегда на виду, тревожные же держат собственные проблемы при себе. Характерным симптомом является повышенное беспокойство. Часто дети боятся предчувствия события, а не его самого.

Тревожные индивидуумы находятся в состоянии ожидания худшего. Они ощущают собственную беспомощность, боятся новых видов деятельности, новых игр. У таких детей очень низкая самооценка, они считают, что хуже остальных, самые неуклюжие, неумные, некрасивые. Они постоянно находятся в поиске одобрения и поощрения. Тревожность проявляется и физиологически: наблюдаются спазмы, головокружения, боли в животе, затрудненное дыхание. Во время проявления этого состояния они чувствуют учащенное сердцебиение, слабость, комок в горле, сухость во рту.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок:

  • не может сосредоточиться на чем-либо;
  • устает, не может работать длительное время;
  • выполняя какое-либо задание, скован и напряжен;
  • излишне беспокоится, выполняя что-либо;
  • ведет разговоры о напряженных ситуациях;
  • чаще, чем кто-либо, смущается;
  • рассказывает, что видит страшные сны;
  • краснеет;
  • руки у него влажные и холодные;
  • страдает расстройством стула;
  • обладает плохим аппетитом;
  • потеет, волнуясь;
  • плохо засыпает и беспокойно спит;
  • легко поддается расстройству;
  • пуглив;
  • у него не получается сдержать слезы;
  • не умеет ждать;
  • с трудом берется за нечто новое;
  • боится трудностей;
  • не уверен в собственных силах.

Работа с таким индивидуумом трудна и занимает много времени. Как же она ведется?

Управление собственным поведением

Тревожные дети не говорят о своих проблемах, а, наоборот, скрывают их. Если ребенок говорит, что ничего не боится, это не значит, что он сообщает правду. Как правило, таким образом проявляется тревожность, в которой чадо не хочет признаваться. Если ситуация проявляется таким образом, обсудите проблему вместе с ним. Если речь идет о детсадовце, сядьте с детьми в круг и поговорите об их волнениях и переживаниях. Если же разговор о школьнике, посредством литературных произведений можно объяснить, что смельчак - это тот, кто умеет преодолевать собственные страхи, а не тот, кто ничего не боится.

Полезно, чтобы каждый ребенок обозначил свои страхи. Возможно, это будет рисунок, о котором можно рассказать. Подобные групповые занятия помогают тревожным детям понять, что у их ровесников есть похожие проблемы.

Конечно, друг с другом детей сравнивать нельзя. Особенно если речь идет о тревожных детях. Избегайте состязаний и такой деятельности, которая принуждает сравнивать успехи. Можно сравнить достижения ребенка с его же успехами, произошедшими ранее. В случае если он полностью не выполнил задание, нельзя говорить родителям, что их чадо поработало хуже всех.

Повышение самооценки

Повышение самооценки - длительный процесс. Нужно целенаправленно работать каждый день. Хвалите ребенка даже за самую малость, отметьте его достижения, когда рядом другие дети. Действуйте искренне, дети чувствуют фальшь. Объясните, за что хвалите. Создайте стенд, на котором еженедельно будет размещена информация об успехах конкретных детей. Таким образом они окажутся в центре внимания. Чтобы установилось взаимопонимание между детьми и взрослыми, сообщайте родителям позитивную информацию об их чаде.

Снятие напряжения

Когда работаете с тревожными детьми, используйте игры, требующие телесного контакта. Полезны массаж, йога, релаксация, техника глубокого дыхания. Также излишнюю напряженность можно снять, устраивая шоу или маскарад. Представление в масках или костюмах способствует расслаблению тревожных детей. Еще большее удовольствие они получат, если антураж изготовлен их руками.

Профилактика

  • Если вы раньше что-либо разрешали, уже не запрещайте, будьте последовательны.
  • Не говорите о значимых для ребенка людях плохо, не подрывайте их авторитет.
  • Будьте со своим чадом честным, доверяйте ему.
  • Не требуйте от детей того, что они не в состоянии выполнить. При малейших достижениях хвалите.
  • Если ребенку трудно учиться, подберите для него кружок или секцию, где он может самореализоваться. В этом случае он не будет чувствовать себя ущемленным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы справляетесь, если у вашего ребенка наблюдаются проявления тревожности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.