Эмпатия является естественной эмоцией человека, которая дается ему от рождения. Однако со временем эта способность может исчезнуть (в основном всему виной неправильное воспитание), а ведь она так необходима для эффективного общения. Без эмпатии сложно найти общий язык с окружающими и добиться успеха. Но не стоит огорчаться, поскольку ее можно развить, и это реально для тех, кто действительно к этому стремится.

Научитесь слушать и слышать
Это очень ценное умение, которым обладают далеко не все люди. Научитесь слушать людей, принимайте во внимание не только основную мысль, но и детали. Старайтесь быть максимально внимательным, чтобы ничего не упустить и понять все, что до вас хотят донести. Выстраивайте разговор в форме диалога, не отвлекайтесь, задавайте наводящие или уточняющие вопросы. Заинтересуйтесь услышанной информацией, и вам будет легко ее принять.

Распознайте эмоции другого человека
Постарайтесь поставить себя на место собеседника и понять, что он испытывает в данный момент. Это не означает, что вы должны во всем с ними соглашаться, у вас всегда должна быть своя собственная точка зрения на любую ситуацию. Просто вам надо понять, что движет собеседником, что его мотивирует, почему он воспринимает все именно так, а не иначе. Если вы сумеете его понять, для вас многое проясниться, это станет вам интересно, а заинтересованность нельзя подстроить. Она видна и ощутима, и собеседник обязательно это почувствует.

Если никак не получается испытать те же эмоции, что и собеседник, отведите взгляд в сторону и попытайтесь понять, что чувствуете вы. Затем подумайте над тем, что чувствует визави, это поможет вам прочувствовать его эмоции.

Используйте словесный и невербальный способ общения
Считается, что невербальный способ общения передает большую часть информации (в процентах это оценивается от 60 до 80). Имеется в виду то, что человек может говорить все, что угодно, но его жесты, поза, мимика и пр., могут его подвести. К примеру, собеседник говорит, что согласен и при этом вы замечаете легкий отрицательный кивок головой, что подтверждает обратное (на самом деле, он с вами не согласен). Постарайтесь научиться распознавать невербальные знаки и следить за своим поведением. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо всем своим телом демонстрировать свою к нему расположенность. Причем, это надо делать искренне, поскольку фальшивые знаки распознаются очень легко (смотрите пример выше). Если вы научитесь слушать и слышать, а также понимать чужие эмоции, использовать вербальный и невербальный доброжелательный способ общения вам будет несложно.

Делайте все, что нравится собеседнику
Постарайтесь под него подстроиться в плане дыхания и движений, жестов и мимики. Это не означает, что вы должны копировать его поведение, то будет выглядеть странно. Однако вы можете сделать все, чтобы оказаться с ними на одной волне, то есть, улыбаться или делать печальный вид, жестикулировать приблизительно в одном и том же темпе, принять его позу и пр. Представьте, что перед вами старый друг или родственник, вы знаете друг друга максимально хорошо, поэтому можете вести себя так, как хочется. Собеседник наверняка заметит ваши искреннее расположение (возможно, это произойдет подсознательно), также примет вас за своего, расслабится и почувствует себя спокойно. Вы завоюете его доверие и получите обратную связь, на которую рассчитывали.

Не переводите разговор на себя
Каждый человек любит говорить о себе, только не все в этом признаются. Вы не должны об этом забывать и всегда давать возможность собеседнику озвучить свою точку зрения, выразить чувства, проявить эмоции. Никогда не переводите разговор на себя по своей инициативе, даже если хотите дать совет или предостеречь («У меня было то же самое, я поступил...»). Если вас спросят, дайте исчерпывающий или расплывчатый ответ (по ситуации) и снова возвратитесь к теме о собеседнике. Ваша задача состоит в том, чтобы больше слушать и больше узнать и при этом меньше рассказать.

Не навязывайте свое мнение, не давайте непрошенных советов
В продолжение темы стоит сказать, что ваше личное мнение должно до последнего оставаться при вас. Вы от него не отказываетесь и при необходимости озвучите, но постарайтесь к этому не стремиться. Представьте себя психологом, который не дает советов, не учит и не наставляет, не ругает и не хвалит, он пытается дать человеку возможность выговориться и самостоятельно прийти к умозаключению. Помните о том, что все люди разные, поэтому не существует универсальных советов и единственно правильных мнений. Старайтесь не быть навязчивым и не лишайте человека свободы выбора, он вправе делать все, что захочет, поэтому вам до этого не должно быть никакого дела (если, конечно, это не вредит лично вам и не опасно для окружающих).

Старайтесь корректно решить любую проблему
Не втягивайтесь в конфликты, старайтесь их избегать. Даже если вам что-то не нравится, не скандальте, найдите слова, которые смогут всех успокоить, чтобы решить проблему мирно. Это возможно, если уметь контролировать свои эмоции (этот навык необходим эмпату), проявлять сострадание, понимать и стараться найти общий язык в любой ситуации. Всегда помните о том, что можно договориться, а если это категорически не получается, просто тактично распрощайтесь. Даже если вы больше никогда не встретитесь с этим человеком, пусть у него все равно останется хорошее впечатление от вашего общения. Это нужно не ему, а вам, чтобы учиться быть эмпатичным и жить с легким сердцем (вы сделали все, что могли во избежание конфликта, а получилось, как получилось).

Предварительно готовьтесь к сложному разговору
Если вам предстоит сложный разговор (с партнером, родителями, начальником и пр.), обязательно к нему подготовьтесь. Наверняка будет много негативных эмоций со всех сторон, поэтому надо их минимизировать. Напишите приблизительный план и отрепетируйте свою речь (в том числе и ответы на вопросы или претензии, которых вы наверняка ждете). Вначале всегда спрашивайте мнение собеседника: «У вас много опыта, и для меня ваше мнение является очень важным», «Ты меня всегда понимал, скажи, что тебе непонятно сейчас?». Будьте доброжелательны, понятливы и сострадательны, и разговор не покажется таким сложным.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание