Небольшие кусочки деградированного пластика от износа шин проникают в окружающую среду, в том числе в океаны, уверены исследователи

Один из самых распространенных источников загрязнения пластиком являются обычные шины. Именно они способствуют засорению наших океанов. На сегодняшний день это одна из глобальных проблем человечества, решением которой пытаются заниматься различные центры.

Исследование

В 2014 году биолог Джон Вайнштейн провел масштабное исследование микроскопических остатков пластика в океане. Цель ученых заключалась в том, чтобы обнаружить основной источник загрязнения. Для работы Вайнштейн привлек своих аспирантов из Военного колледжа в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Работать исследователям приходилось в небольшом прибрежном городке. Там они искали доказательства того, какие остатки пластика оказываются в мировом океане.

Результаты

Большая часть найденных исследователями остатков пластика когда-то была обычными пакетами. Но более 50 % найденных кусочков имели черный окрас и трубчатую структуру. Форма их больше напоминала сигары. Ученые сперва не могли понять происхождение таких элементов. Позже Вайнштейн с учениками забрали эти предметы для дальнейшего изучения. Они пытались сравнить их с такими возможными источниками загрязнения, как рыболовные сети. Однако оказалось, что ученые имеют дело с кусочками обычных автомобильных шин. Аналогичные остатки можно обнаружить вдоль любой оживленной трассы. Для ученых это был настоящий сюрприз. Они не ожидали, что результаты их исследования окажутся именно такими.

Выводы ученых

Несмотря на то что для Вайнштейна и его исследовательской группы результаты показались крайне неожиданными, аналогичные выводы сделали многие ученые. Шины являются одним из самых распространенных источников пластика в мировом океане. В 2017 году Питер Ян Коле, ученый из Нидерландов, опубликовал в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения свою работу, в которой показал, что простые автомобильные шины составляют примерно 10 % от общего количества пластика в Мировом океане. А согласно исследованию, проведенному по заказу Международного союза охраны природы, это количество достигает 28 %.

Теперь ученым достоверно известно, что шины представляют собой серьезный загрязнитель. Однако в настоящее время альтернативы для них не найдено.

История появления шин

Тысячелетиями люди создавали колеса из дерева и пластика, без использования специальных покрытий. Позже было принято решение обтягивать колеса натуральной кожей для смягчения езды. Затем появились первые варианты из твердой резины. В конце 19-го века выпустили первые автомобили, а затем и первые воздушные шины. Резина для этих изделий в основном являлась результатом переработке каучука.

Развитие автомобильной промышленности привело к массовой вырубке лесов по всему земному шару. В 20-м веке производство транспортных средств развивалось стремительными темпами, поэтому потребность в резине существенно выросла. В 1909 году немецкий химик Гофман изобрел синтетический каучук. Уже в 1931 году американский производитель DuPont приступил к производству этого материала.

Из чего делают современные шины?

Сегодня шины только на 19 % состоят из натурального каучука. Остальное – это особые пластиковые полимеры, металл и другие соединения. Производство шин оказывает на окружающую среду вредное воздействие. Вырубка лесов продолжается, а для производства синтетического каучука требуется также использовать ископаемые виды топлива.

Для создания современных шин требуется примерно 7 галлонов нефти, а для грузовых – 22 галлона. Плюс ко всему во время эксплуатации шины стираются, и микроскопические элементы пластика оказываются в придорожных ручьях, откуда потом и попадают в мировой океан.

Мнение ученых

Становится все более очевидным, что одним из самых серьезных источников загрязнений в мировом океане являются шины. По мнению Жоао Соуза, специалиста по загрязнению пластиком из Международного союза охраны природы, шины дают один из самых высоких вкладов в эту проблему. Крупнейшие производители шин, такие как Michelin и Goodyear в свою защиту приводят материалы исследования, проведенного Tire Industry Project. По мнению этих специалистов, частицы износа шин не оказывают негативного воздействия на здоровье человека и состояние окружающей среды.

Как появляются микрочастицы шин?

На протектор шин наносится специальный рисунок, который обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. Однако со временем этот верхний слой шин разрушается. Согласно докладу Tire Steward Manitoba за 2013 год, в течение срока своей службы легкие пассажирские и грузовые шины теряют больше килограмма резины. Исследование также показало, что наибольший износ шин на душу населения приходится на Соединенные штаты Америки. Только в США за год образуется около 1,8 миллиона тон частиц микропластика.

Какое количество этих отходов попадает в воды мирового океана, сказать трудно. Это зависит от многих факторов, в том числе и от погодных условий. В дождливых регионах этот процент существенно выше. После того как микроскопические частицы шин попадают в реки и океаны, они могут оказывать существенное влияние на жизнь морских обитателей. К примеру, группе Джона Вайнштейна удалось доказать, что креветки съедали частицы шин, которые затем застревали в их жабрах и кишках, в результате чего животные умирали.

Можно ли изменить ситуацию?

Исправить ситуацию может грамотно построенная программа утилизации шин. После того как они закончили свой жизненный цикл, они должны быть правильно переработаны. Сегодня уже есть положительный опыт в этом направлении. Например, продукты, полученные от переработки использованных шин, применяются при создании покрытий для детских площадок. Также их можно использовать для разработки современных строительных материалов. Согласно данным, предоставленным Американской Ассоциацией производителей шин, процент повторного использования шин вырос с 11 % в 1990 году до 81 % в 2017. Однако здесь не все так радужно. По словам ученого-эколога из Пенсильвании Рето Гиере, до экологичной утилизации шин нам еще далеко. В настоящее время они перерабатываются в установках, показывающих крайне высокий уровень загрязнения цинком и хлором.

Около 16 % шин, которые не сжигаются и не перерабатываются другим способом, оказываются на свалках.

Есть и другой способ решить проблему: взглянуть по-другому на весь процесс производства шин. Он не пересматривался в течение нескольких десятилетий. А тем временем, в 2017 году в Университете Миннесоты был найден новый способ получения изопрена - главного источника синтетического каучука. Для его производства не требуется ископаемое топливо, достаточно таких природных источников, как трава, кукуруза и деревья. В прошлом году компания Goodyear представила концепцию новых шин из переработанной резины. В середине данного изделия имелась специальная прослойка, предназначенная для впитывания углекислого газа во время движения.

Заключение

Пластик из автомобильных шин сегодня является одним из основных источников загрязнения мирового океана. Ученые по всему миру пытаются привлечь внимание производителей и властей к этой проблемы. Если сейчас мы не пересмотрим процесс изготовления и переработки шин, то в будущем можем столкнуться с серьезными проблемами.

Напоследок хотелось отметить, что загрязнение пластиком - это большая проблема современного человечества, с которой нужно бороться всегда.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны, что загрязнение пластиком - это проблема человечества?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.