Исправляться, объяснять, любить врагов: как реагировать на критику согласно Библии

«Палки и камни могут сломать кости. Но слова никогда не повредят мне». Вы когда-нибудь говорили себе это? Рональд Э. Франклин – основатель церкви в Гаррисберге (штат Пенсильвания) – неоднократно. Эту поговорку Рональд услышал еще в раннем детстве. Он говорит, что дети, живущие в том же районе, что и он, часто повторяли эту «присказку».

Не бойтесь критики!

Наивная уверенность мальчика в том, что негативные высказывания ему не страшны, длилась недолго. На протяжении многих лет Франклин не раз убеждался: слово может больно ранить душу. Высказывания, причиняющие боль, люди называют критикой. Словарь определяет значение этого слова как нахождение виноватого, его неодобрительное осуждение. Или оценочное обсуждение поступков, указание на недостатки.

И нет на Земле человека, которому удалось бы избежать этого. Неважно, насколько вы замечательный и как ответственно и честно справляетесь с жизненными проблемами. Всегда найдется тот, кому не понравится то, что вы делаете или как вы это делаете. Мама упрекнет, что вы плохо помыли пол, бабушка –что не навестили ее на Рождество, друг – за то, что не ходите с ним на вечеринки... Причин найдется много.

Об Иисусе и Иоанне Крестителе

33. Пришел Иоанн Креститель. Он не ест хлеба, не пьет вина, и вы говорите: "В нем сидит бес". 34. Пришел Сын Человеческий. Он ест и пьет, как другие люди, и вы говорите: "Посмотрите на Этого Человека! Он слишком много ест и вина слишком много пьет, он друг сборщиков налогов и грешников".

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 33-34

Если Иисус Христос, совершенный Сын Божий, не смог избежать критики, вряд ли это удалось кому-либо из нас, – утверждает Рональд Э. Франклин. Он не хочет быть человеком, которого никогда не критикуют. Ведь «если кто-то будет достаточно влиятелен, чтобы люди заметили его, то о нем будут говорить!». И часть этих суждений будут негативными.

Под прицелом

Попадая под прицел критики, мы часто воспринимаем ее как преднамеренную и злонамеренную атаку против нас. В первую минуту нам кажется, что мы не перенесем таких нападок. Неудивительно, что немедленно включаются автоматические реакции. Первым делом мы стараемся защититься от нападения, сделать так, чтобы нам больше не причиняли вреда. Как правило, спонтанность выражается в возведении вокруг себя «стен» из отказов, объяснений и оправданий. "Нет! Я не буду это слушать! Я хотел как лучше! Я мог бы поступить иначе, но не захотел!"

Вторым «оборонительным действием» становится контратака. Мы бросаемся на «врага» с ответными обвинениями, подвергаем сомнению его мотивы, знания и компетентность во всем. То есть, защищаясь, не упускаем возможность попутно наказать «критиканов» за то, что они осмелились первыми напасть на нас.

Не спешите реагировать

Однако Библия учит: спонтанная защитная реакция, в которую мы все так легко впадаем, непродуктивна.

Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый ответ его разжигает.

Притчи, глава 15, стих 1

Не позволяйте эмоциям вызвать автоматическую оборонительную и антагонистическую реакцию. Внимательно анализируйте критику, и лишь затем соответствующим образом отвечайте.

Типы критики

Любая критика, которую мы получаем, в конечном итоге попадает в одну из трех категорий, и каждый тип требует своего ответа:

  1. Точная критика. По существу претензии справедливы, хотя, не исключено, что не на все 100 процентов правильны.
  2. Неточная критика. По сути неверна, хотя в ней может быть доля правды.
  3. Вредная критика. Мотивируется гневом, разочарованием, ревностью, завистью и другими отрицательными эмоциями, терзающими критика.

Как правильно реагировать в каждом случае? Используйте точную критику, как возможность изменить ситуацию к лучшему. Вот что говорится в Писании.

31. Мудр тот, кто прислушивается к тем, кто его критикует. 32 Кто отказывается от поучений, тот причиняет вред себе. Тот, кто прислушивается к осуждающим, обретает еще большую мудрость.

Притчи, глава 15, стихи 31-32

Человек не может быть совершенным во всем, что делает. Если вы не станете опрометчиво утверждать, что совершенны во всем, что делаете, то заметите, что бывают разные времена. И негативные суждения о том, как вы справляетесь с некоторыми ситуациями, являются совершенно уместными. Для примера. Хорошо работающая компания проводит ежегодные обзоры эффективности работы своих сотрудников. В ходе инспектирования выявляются те или иные недостатки. Их анализ позволяет вносить в деятельность коррективы, повышать эффективность и качество труда.

По существу правильно

Ни один человек, оценивающий наши действия, не может знать всех обстоятельств и потенциально смягчающих факторов, которые мы могли бы указать, защищаясь. Таким образом, всегда можно изменить расстановку акцентов в оценке нашей работы. Стоит только обстоятельно объясниться.

Таким образом, критика не обязательно должна быть на 100 % верной, чтобы быть «точной». Вместо понятия «стопроцентно правильно» мы должны применять стандарт «по существу правильно». Например, начальник критикует вас за то, что вы «всегда» опаздываете после обеденного перерыва. Можно вступить в перепалку, напомнить боссу, что вы, как правило, возвращаетесь на рабочее место вовремя, а порой даже раньше положенного времени. Но лучше признаться самому себе: привычка затягивать обед у вас есть. Это позволит подкорректировать недочеты. Вам стоит прислушаться, чтобы осознать необходимость изменений.

Неточная критика учит

Используйте «парадокс» неточной критики.

24. Слуга же Господний не должен спорить, а должен быть приветлив ко всем, быть искусным в наставлениях и терпеливым. 25. Он должен наставлять своих противников с мягкостью, в надежде, что Бог дарует им покаяние к познанию истины.

2-е Тимофею, глава 2, стихи 24-25

Критика, которая является искренней, но неточной, обычно основана на незнании или неправильном восприятии фактов. Именно это произошло с апостолом Петром после того, как Божье видение послало его поделиться Евангелием в доме римского центуриона Корнилия. Когда Петр вернулся в церковь в Иерусалиме, то вызвал резкую критику.

2-3. И когда Петр пришел в Иерусалим, некоторые верующие иудеи стали обвинять его, говоря: „Ты заходил в дома необрезанных и ел с ними!"

Деяния апостолов, глава 11, стихи 2-3.

Очевидно, что критики не поняли, что Петр сделал то, что сделал, по прямому повелению Бога. Другими словами, они не знали фактов. Но вместо того, чтобы встать в позу: «Как ты смеешь критиковать меня за исполнение воли Бога», - Петр ответил смиренно.

4. Тогда Петр стал рассказывать им по порядку, что произошло...

Деяния апостолов, глава 11, стих 4

Иными словами, апостол воспользовался случаем, чтобы «мягко наставить» своих критиков.

Как вы обычно реагируете, когда вас критикуют? Выберите подходящий ответ:

  1. Обычно злюсь и наношу ответный удар.
  2. Мне становится нестерпимо больно, и я отхожу в сторону.
  3. Никто никогда не критикует меня. Я идеален!

Как нужно реагировать?

Используйте незаслуженную критику как возможность служить благодати. Писание призывает любить своих врагов и молиться за тех, кто преследует вас.

44-45. Я же говорю вам: любите врагов своих и молитесь за тех, кто преследует вас, и тогда будете детьми Отца Небесного. Он повелевает солнцу сиять над злыми и добрыми людьми. Он посылает дождь на праведных и неправедных.

Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 44-45

Петр превратил неточную критику в обучающий момент, просто миролюбиво пояснив критикам суть дела. Если бы он позволил себе защищаться или оправдываться, урок был бы полностью сорван.

Когда люди критикуют нас из-за гнева, ревности, разочарования или даже ненависти, Иисус повелевает не только прощать их, но и молиться за них. «Но они не заслуживают благословения!» - кричат наши возмущенные чувства. Это так. Но, подарив благодать людям, которые преднамеренно и злонамеренно напали на нас своей критикой, Иисус говорит, что мы становимся более похожими на Самого Бога.

Мы понимаем, что проблема с ними, а не с нами. Таким образом, вместо того, чтобы обижаться и причинять боль, мы можем радостно служить прощению и благодати в жизни этого человека. И тогда несправедливости не «разрывают» нас, а укрепляют духовно и эмоционально.

Правило двух процентов

В действительности, большая часть критики, которую мы получаем, может быть превращена в позитивный инструмент изменений в нашей жизни. Даже если указание на недочет неточно или полностью злонамеренно, оно может содержать толику истины. Вот отношение к происходящему от Давида.

23-24. Взгляни же, Господи, и, испытав меня, узнай мое сердце, узнай мои мысли. Взгляни, коль нету злобы в мыслях у меня, веди меня дорогой бесконечной.

Псалтирь, глава 138, стихи 23-24

Эта просьба Давида привела Рональда Э. Франклина к личному открытию. Он сформулировал «Правило двух процентов».

Оно звучит так: «Если кто-то критикует меня даже на два процента верно, я должен признать и исправить эти 2 процента».

Для многих из нас просто услышать негатив о себе – уже стресс. Но когда мы отвечаем на критику по-библейски, нам не нужно становиться жертвой. Мы можем на собственном опыте испытать одно из великих обетований, которые Бог дает нам в Писании:

17. Ни одно оружие, сделанное против тебя, не сможет тебя победить. Каждый, кто скажет слово против тебя, окажется не прав". Господь говорит: „Что получают слуги Господние? Они получают добро, приходящее от Меня!"

Исаия, глава 54, стих 17

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вам удается стойко воспринимать критику?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.