Пасха – большой праздник для верующих людей. И до революции отмечалась она с огромным размахом. Однако в атеистическом СССР Пасха стала так называемым символом прошлого. Тем не менее традиция праздновать Христово Воскресение дошла и до наших дней, пройдя через жесткий советский режим.
Пресса была против
Итак, как выше уже упоминалось, в СССР царил атеизм. Религиозность не поощряли. А Пасху в первые годы советской власти вообще считали самым ужасным праздником. Относились не то что пренебрежительно, а даже враждебно. Пресса указывала на это особо часто. В газетах отмечалось, что в церковь ходят лишь старики и старухи, выброшенные из жизни революцией.
Существовал также и отдельный «Союз безбожников». Его сотрудники постоянно печатали антирелигиозные статьи и плакаты.
Одним словом, Пасха в печати олицетворялась чем-то глупым и мерзким. Праздник связывали даже с алкоголизмом и отсутствием дисциплины.
Штрафы и увольнения
Само собой, четкого запрета на празднование дать никто не мог. Однако вместо обыкновенной Пасхи предлагалось отмечать альтернативную - «красную». То есть ходить на митинги и карнавалы, на которых сжигали чучела попов. Длилось это недолго, но все же это было.
Но позже началось «закручивание гаек» среди религиозных людей. С ними разбирались на комсомольских собраниях, увольняли с работы и штрафовали. Храмы превращали в клубы. Даже дети знали, что никому нельзя говорить о том, что дома родители пекли куличи и красили яйца.
Более мягко относиться стали к пасхальным службам во времена ВОВ. Церковь страну поддерживала, а в 1945 году люди уже встречали праздник в мае под залпы уходящей войны.
Однако в хрущевскую эпоху с религией вновь началась борьба. Церковные службы стали запрещать.
Хотя в 70-х годах на прилавках появились уже фабричные куличи. Назывались они, правда, «весенними кексами». И яйца люди красили с помощью луковой шелухи.
Крестный ход проводился внутри церквей. Рядом находились дружинники, охраняющие верующих от тех, кто мешал им отмечать праздник. Для тех, кто состоял в партии, конечно, участвовать в подобных мероприятиях возможным не представлялось.
Антипасхальные лекции
Самое возмутительное было в том, что детям накануне Пасхи читали лекции о том, что на пасхальные гуляния отправляются лишь хулиганы и пьяницы. Их вывозили на экскурсии. А если родители игнорировали такие решения, их вызывали в школу. В Страстную пятницу и вовсе танцы устраивали. Тогда, когда христиане скорбят.
Колхозными бригадами взрослые люди отправлялись в это время в поля на работу. В общем, народ просто зомбировали.
В заключение
В принципе, в конце концов режим с религией борьбу окончательно ослабил. Учителя продолжали говорить о «поповском мраке» просто по привычке. Но никто никого уже не наказывал. Могли замечания сделать из-за крашеных яиц. И все. Люди, на самом деле, и куличи пекли, и детей крестили. Просто это все не афишировалось.
К примеру, в 80-х годах бывшему комсомольцу Ващуку было назначено дежурство в пасхальную ночь. Он рассказывает о том, что никто никого не ловил. Просто отстояли в храме службу, как и все остальные прихожане. А «дежурные» под церковью разговлялись, причем так, что не могли стоять на ногах.
А еще один батюшка, отец Витольд Левицкий, рассказал не только о Пасхе, но и о прочих религиозных праздниках. В частности, о Рождестве. Тогда отец Витольд был учителем в школе. От него потребовалось ходить по всему селу, чтобы найти колядников. Патруль разбился по нескольким компаниям, которые пошли по улицам села. В итоге зашли к знакомым поколядовать. Потом – к другим знакомым. Так продолжалось целый день. Причем нельзя было попадаться на глаза детям. И строгий вид необходимо было соблюдать. Иначе уволили бы с ужасной характеристикой.
Итак, что можно сказать? Если у человека есть вера, ее не уберет никакой режим, не так ли?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание