Во всем мире уровень гендерного равенства различается. До сих пор мусульманское и арабское общества были далеки от этого. Они все еще в значительной степени традиционны и относительно меньше затронуты феминизмом по сравнению с западными либеральными демократиями. Однако новые веяния проникают и в эту культуру. Вот как развитие гендерного равенства и феминизма формируют семейную культуру и развитие отношений у мусульман.
Феминизм в арабских странах набирает обороты
Строгая полностью закрытая одежда, неравенство полов и развитые патриархальные ценности — это основные ассоциации у большинства людей с арабским обществом. Но в последние десятилетия сотни тысяч женщин-феминисток с активной позицией вступают в борьбу за свои права в мусульманском мире. В открытую о феминизме в исламе заговорили в конце 80-х, но на самом деле это движение гораздо более древнее.
Еще в VII веке положение мусульманок улучшили реформы, проведенные в исламском обществе. Они касались разводов, наследования и образования. Ислам еще 1400 лет назад дал женщинам право добровольного вступления в брак, голоса на выборах и шанс получить диплом. Именно женская часть местного населения вносила большой вклад в развитие свободы и равенства.
В 859 году Фатима аль-Фихри основала университет аль-Каравин, а в XVIII веке Нана Асмау ратовала за распространение грамотности среди мусульманок. Сейчас местные исламские феминистки говорят, что у бога нет пола, требуя признать равенство мужчин и женщин. В этом главная идея этого течения — вернуться существовавшим столетия назад положениям религии.
Доля одиноких людей растет
Хотя расширение прав и свобод мусульманских женщин приносит пользу, оно же имеет и свои «подводные камни». Сегодня доля одиноких людей в мусульманском и арабском мире растет, особенно после «арабской весны», начавшейся в 2010 году. Роль женщин в обществе все больше расширяется, но вместе с тем семейные ценности и вопросы первоначального «предназначения» женщин отходят на второй план.
Сходные тенденции были отмечены в консервативных обществах за пределами Ближнего Востока, где феминистские тенденции повлияли на структуру семьи и формирование отношений. Особенно это заметно в исламских странах и Индии, даже там, где закон по-прежнему жестоко дискриминирует женщин. Там, например, дама до сих пор законодательно запрещено разводиться со своими мужьями.
Улучшение положения женщин и гендерное равенство в арабской рабочей силе также упоминались в качестве потенциального механизма снижения количества браков. В некоторых случаях это привело к смещению приоритета карьеры над семьей. Женщины стали отдавать предпочтение учебе и престижной работе, а не замужеству и рождению детей.
Одиночество или свобода
Наряду с развитием и изменениями, касающимися роли женщин в обществе, «одиночество» для женщин стало рассматриваться под другим углом. Современные феминистки называют его свободой от стереотипов и правом каждой женщины выбирать свой путь. Одиночество теперь во многих отношениях можно рассматривать, как новую социальную категорию, которая была построена дискурсивно.
Создание социальной категории для мусульманских и арабских одиноких женщин — в первую очередь в ответ на стигматизированную идентичность незамужней женщины. Это дает им возможность принадлежать и идентифицировать себя с этой группой, не обязательно унаследовав дисфункции, связанные с одиночеством.
Возможность для женщин жить в двух противоположных мирах
Современные одинокие арабские и мусульманские женщины теперь ведут переговоры о своей жизни и идентичности между двумя контрастирующими мирами: традиционным взглядом на унижение и маргинализацию и новой идентичностью, полной возможностей и способностей. Это поднимает важные вопросы: сравнимы ли менее гендерно справедливые общества на траекториях отношений с западными? Являются ли эти траектории неизбежной частью глобальной тенденции?
Независимо от того, насколько положительны ответы на эти вопросы, тенденция к одиночеству в арабской культуре возникла в результате достижений в области гендерного равенства. В то время как одинокие арабские и мусульманские женщины по-прежнему подвержены влиянию негативных социальных взглядов, новые дискурсы позволяют большему количеству из них сделать выбор в пользу одиночества или свободы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание