Мы ежедневно получаем дозу радиации, даже не догадываясь об этом

Как ни опасна радиация, мы регулярно в той или иной форме подвергаемся ее воздействию, например, получаем дозу облучения во время рентгеновских снимков. Однако и некоторые повседневные предметы являются радиоактивными. Некоторые из них безопасны, но другие могут представлять риск для здоровья.

Бразильские орехи

Это, пожалуй, самый радиоактивный пищевой продукт. Бразильские орехи содержат изотопы калий-40 и радий-226. Хотя радий быстро выводится из организма, эти орехи примерно в 1 000 раз радиоактивнее всех прочих продуктов питания.

Пиво

Пиво не так радиоактивно, но все же, как и орехи, содержит калий-40. В принципе, любая еда, имеющая в составе калий, имеет и некоторое количество этого радиоактивного изотопа. Из всех пунктов нашего списка пиво – наименее опасный продукт.

Люминесцентные лампы

В них имеется маленькая цилиндрическая лампочка, содержащая криптон-85 – источник бета- и гамма-излучения с периодом полураспада 10,4 года. Радиоактивный изотоп не опасен, если не разбить лампочку, но даже в этом случае токсичность прочих компонентов перевесит вред от радиации.

Уловители дыма

80 % стандартных уловителей дыма содержат небольшое количество радиоактивного изотопа америций-241, который осуществляет альфа- и бета-излучение. Период полураспада составляет 432 года. Изотоп не представляет риска для здоровья, если, конечно, вы не разломаете уловитель и не съедите/вдохнете радиоактивную «начинку». Хуже то, что америций накапливается в земле, после того, как пришедшие в негодность устройства выбрасываются.

Кошачий наполнитель

Кошачий наполнитель настолько радиоактивен, что на него срабатывают датчики международных пограничных КПП. Впрочем, это касается не любого наполнителя, а только содержащего в составе глину или бентонит. В глине могут быть радиоактивные изотопы урана, тория и калия-40. Эксперты подсчитали, что в США потребители ежегодно покупают 25 000 кг урана и 60 000 кг тория в виде кошачьего наполнителя.

Считается, что он не представляет серьезной угрозы ни животным, ни людям. Однако у кошек, которых лечили радиоизотопами от рака, был обнаружен повышенный выход радионуклидов, а это все-таки повод задуматься.

Бананы

Бананы от природы богаты калием, среди изотопов которого уже не раз упоминавшийся калий-40, являющийся радиоактивным. В среднем банане содержится примерно 450 мг калия, а процесс распада происходит 14 раз в секунду. Впрочем, повода для беспокойства это не представляет, если только вы не повезете за границу огромную связку этих плодов: как и кошачий наполнитель, бананы могут вызвать срабатывание датчиков обнаружения радиоактивных материалов.

Кроме бананов и бразильских орехов, к радиоактивным продуктам можно отнести картофель, морковь и фасоль, содержащие радон-226, а также красное мясо. Кстати, когда вы едите эти продукты, вы тоже становитесь слегка радиоактивны.

Драгоценные камни

Некоторые минералы, например, циркон, берилл, турмалин и топаз, радиоактивны. Большинство из таких минералов не представляет угрозы, но все же некоторые из них излучают дозы с интенсивностью до 0,2 миллирентген в час. Опасность усиливается тем, что люди носят драгоценные камни близко к телу.

Керамика

Керамическая посуда излучает радиацию. Более того, даже если вы не пользуетесь ей, то, возможно, у вас на зубах есть керамические коронки. В целом, все, сделанное из камня и минералов, может быть радиоактивным. Сюда же относится искусственное стекло, украшения из перегородчатой эмали и фаянс.

Вторично переработанные металлы

Мы все хотим снизить вредное влияние на окружающую среду. Переработка – отличный способ помочь этому. Однако некоторые металлы в процессе переработки образуют инертные (а иногда и опасные) радиоактивные сплавы, из которых затем делаются предметы домашнего обихода, например, кухонная утварь.