Современная ДНК предполагает, что денисовцы были удивительно разнообразны и, возможно, оказались последними людьми, кроме Homo sapiens на Земле

Люди привыкли считать, что человек разумный - это потомок кроманьонцев, которые в свое время вытеснили неандертальцев. Но последние открытия указывают на существование еще одного вида. Он тоже был в числе предков современных людей.

Денисовский человек

Примерно 10 лет назад в Сибири был найден фрагмент мизинца, который привлек внимание археологов. Особенным его делал тот факт, что он являлся частью тела раннее неизвестного вида древнего человека.

Поскольку нашли мизинец в Денисовой пещере, расположенной в горах Алтая, название виду дали такое же. Денисовский человек являлся древним родственником неандертальца и обитал в Азии на протяжении многих тысячелетий.

Удивительно, что эти люди почти не оставили после себя следов. Все, что удалось найти археологам, это осколок черепа, кусок пальца и несколько зубов.

В научном журнале Cell было опубликовано исследование, касающееся темы денисовцев. По мнению авторов, древние люди, получившие такой название, могли быть представителями трех отдельных видов, населявших Азию. Причем каждый из них настолько отличаются от другого, как денисовцы в целом от неандертальцев. То есть существенно.

В процессе исследования анализировалась выборка ДНК большого количества коренных жителей юго-восточной Азии.

Картина прошлого

Ученые предполагают, что древние люди, останки которых были найдены в пещере Денисова, жили рядом с другими видами на протяжении тысячелетий. Один из видов, возможно, просуществовал на планете дольше, чем неандертальцы.

В итоге, по мнению исследователей, денисовцы могли жить на одной территории с человеком разумным и даже смешиваться с нынешним видом людей. Происходить это могло в Новой Гвинее примерно 30 тыс. лет назад. Некоторые специалисты называют цифру 15 тыс.

Другие открытия

Находка, которая заставила археологов пересмотреть свое видение истории человечества, дополнилась новыми данными. Речь идет об открытиях, указывающих на большое разнообразие гомининов в пределах территории древней Азии. Этот термин используется для обозначения наиболее прогрессивных приматов, включавших людей.

Соавтор упомянутого исследования Мюррей Кокс из Университета Масси в Новой Зеландии говорит, что неожиданно ученым стал очевиден интересный факт – центр разнообразия архаичных человеческих популяций находился именно на островах Юго-Восточной Азии. Речь идет о Малайзии, Филиппинах и других архипелагах, формирующих морской регион азиатского субконтинента.

Шарон Браунинг, работающий в Университете Вашингтона, говорит, что изучая результаты исследования, чувствует две эмоции – волнение и осторожность. Полученные данные могут указывать на другую историю развития нашего вида.

Уже в 2018 году Браунинг и его коллеги сумели определить следующее - денисовские люди скрещивались с представителями человека разумного. Такое скрещивание происходило в рамках двух периодов.

Больше подробностей

По мнению ученых, денисовцы расстались со своим родственным видом – неандертальцами - примерно 400 тыс. лет назад. Возможно, раньше.

Это разделение привело к тому, что неандертальцы начали распространяться по территории Европы. В это время денисовские люди заселяли всю территорию нынешней Азии. В итоге они смешались с предками современных азиатов.

Это означает, что денисовцы оставили свои генетические следы в многочисленных поколениях Homo Sapiens.

Таким образом, человек разумный соединил в себе гены собственного вида и нескольких других.

Поиски секретов здоровья

Изначально ученые не ставили себе цель искать разнообразие видов денисовских людей.

Основная задача исследования сводилась к изучению различных вариантов генов, имеющих отношение к заболеваниям в Юго-Восточной Азии. Это могло помочь в поиске альтернативных методов лечения сложных болезней в регионе.

В итоге инициатива по улучшению здравоохранения в Индонезии и соседних государствах привела к обнаружению следов новых видов древних людей.

Несмотря на важное открытие, один из авторов исследования, Херавати Судойо, говорит, что его основной целью все еще остается улучшение качества лечения различных заболеваний в азиатском регионе. Именно для этого он, старший сотрудник Индонезийского института, начал работать вместе с международной командой.

Такая позиция Херевати объясняется тем фактом, что, несмотря на свое генетическое разнообразие, Индонезия все еще остается страной, где пока не проводились серьезные исследования на уровне изучения ДНК местного населения.

Почему данные о денисовцах важны

Информация, касающаяся скрещивания нескольких видов, дает возможность ученым получить полезные данные. Сейчас известно, что прибывший из африканского региона человек разумный смешивался с другими видами древних людей на территории нынешней Азии.

В итоге генетика азиатов включает фрагменты ДНК тех древних разнообразных предков. И эти кусочки передаются из поколения в поколение до сих пор.

Чем разнообразней генетическое наследие, тем более защищен вид. Например, современные люди, не относящиеся к африканскому населению, имеет примерно 2 % ДНК неандертальцев. Благодаря этому факту иммунная система человека лучше защищает организм от инфекционных заболеваний.

Наиболее высокое содержание генетического кода денисовцев было обнаружено у меланезийцев – до 6 %. Это группа народов, населяющих острова Меланезии в Тихом океане.

Более глубокое изучение

Команда исследователей решила не останавливаться на базовых открытиях и продолжила свою работу. Ученые секвенировали 161 геном. Для этого они собрали материал с 14 островных групп по всей Индонезии и Новой Гвинее.

Полученные данные были объединены с другими геномами со всего мира (317).

В результате сравнения всей полученной информации исследователи рассчитывали найти только одну генетическую ветвь денисовцев. Но в итоге они обнаружили два отдельных вида.

Новая картина генетического наследия

Работа исследовательской группы позволила установить, что ДНК денисовцев, найденных в Новой Гвинее, ощутимо отличается от генетической структуры людей Денисова, останки которых обнаружили в Алтае.

По версии ученых, сначала все представители этого вида обитали в алтайском регионе. Происходило это примерно 360 тыс. лет назад. Но потом большая группа денисовцев отделилась от своих соплеменников и обосновалась на территории современной Юго-Восточной Азии, а также Индии.

На новом месте денисовский человек скрещивался с представителями вида Homo Sapiens.

Позже исследователи обнаружили третью группу людей Денисова, которые скрещивались с человеком разумным только на территории Новой Гвинеи. В итоге у жителей этого региона сформировалось свое особенное ДНК.

Такое разнообразие результатов позволяет ученым получить так называемый генетический суп и, работая с этой информацией, совершать новые открытия. Это позволит лучше понять природу заболеваний людей в конкретных регионах и найти более подходящие для них методы лечения.

Группа исследователей продолжает свою работу и уже имеет определенный прогресс. Например, они уже почти доказали тот факт, что некоторые генетические фрагменты, полученные от древних людей, играют центральную роль в метаболизме жира и работе иммунной системы.

Это только начало, и в будущем исследования подобного рода могут в корне изменить подход к лечению определенных заболеваний.

Считаете ли вы важной информацию о генетических корнях современных людей?