Новое исследование предполагает, что родина современных людей была в районе Ботсваны, к югу от реки Замбези

Благодаря исследованиям палеоантропологов известно, что формирование современного вида людей – Homo sapiens sapiens – происходило на африканском континенте. Отсюда анатомически современные люди расселились по остальным материкам. Однако до сих пор не установлено, в каком регионе Африки возник наш вид.

В новой работе, опубликованной в журнале Nature, группой генетиков предпринята попытка локализовать область предполагаемой прародины сапиенсов. Ученые считают, что она располагалась в южной части Африки, на территории современной Ботсваны.

Сложная предыстория современного человечества

Ископаемые черепа с признаками появления сапиентных (присущих современному человеку) черт обнаружены в различных регионах на севере (Марокко), востоке (Эфиопия, Кения, Танзания) и юге (ЮАР) Африки. Возраст находок составляет 130–350 тысяч лет, причем далеко не все они демонстрируют хорошую сохранность.

Ученые полагают, что на этой обширной территории Homo sapiens sapiens формировался на протяжении длительного периода – приблизительно от 300 до 200 тысяч лет назад, а, возможно, и дольше. По-видимому, в различных популяциях древних людей протекали сходные эволюционные процессы – приобретение признаков, сближающих их с современным человеком. Но где и когда они образовали присущий нашему виду комплекс (округленный череп с высоким лбом и уменьшенным лицевым отделом, наличие подбородочного выступа и ряд других черт)?

Митохондриальный след ведет в Ботсвану?

Помимо окаменелостей, о становлении человека как вида может рассказать генетика. Так, путем анализа мутаций ученые приближенно рассчитали, что последний общий предок живущих ныне людей по женской линии – «митохондриальная Ева» – существовал около 200 000 лет назад. Ева не является единственной нашей прародительницей: получив от нее митохондриальную ДНК, огромную долю генетической информации мы унаследовали и от других ее современниц. Однако, установив время и место ее жизни, можно уточнить популяционную историю человечества.

Эта женщина была носительницей варианта так называемой гаплогруппы L - митохондриального генома, который впоследствии разделился на две основные ветви: L0 и L1–6. Гаплогруппа L0 преобладает у представителей южноафриканских койсанских народов, таких как бушмены. Именно носители линии L0 стали предметом нового исследования, проведенного под руководством Ванессы Хейс из австралийского университета Нового Южного Уэльса.

Изучив 1217 митохондриальных геномов, принадлежащих к линии L0, ученые построили последовательность ее эволюционных изменений. Оказалось, что линия имеет возраст примерно 200 тысяч лет. Носители наиболее древних ветвей гаплогруппы проживают в северо-восточной Ботсване, близ современной дельты Окаванго южнее реки Замбези. В этой области – впадине Макгадикгади – в плейстоцене располагалось озеро. Авторы работы предположили, что на его берегах появились и обитали в течение около 70 тысяч лет первые люди современного вида.

Хейс и ее коллеги также проанализировали палеоклиматическую историю региона и пришли к выводу, что изменение условий жизни вызвало две большие волны миграций первых сапиенсов с их прародины. По-видимому, люди следовали за покидающими Макгадикгади стадами животных. Первая миграция случилась 130 000 лет назад и была направлена на северо-восток. Вторая – на юго-запад – произошла спустя два десятка тысячелетий.

Не все так просто

Статья Хейс и ее соавторов немедленно вызвала критику со стороны антропологов и генетиков. Во-первых, авторы работы совершенно не учитывали находки очень древних окаменелостей анатомически современных людей из Восточной Африки, например, черепа возрастом 195 тысяч лет из Эфиопии.

Во-вторых, многие ученые сомневаются в том, что остатки столь древней популяции не мигрировали со своей прародины вплоть до настоящего времени в регионе, где происходило неоднократное переселение и смешение различных групп. Для изучения давней популяционной обстановки нужны не современные, а древние геномы, которые можно извлечь только из ископаемых остатков.

Кроме того, новое исследование охватывает лишь одну линию митохондриальной ДНК – L0, – оставляя в стороне историю другой крупной группы L1–6 и не проясняя вопроса о точке их разделения. То есть оно ничего не говорит об общем предке по материнской линии.

Следует также учитывать, что, поскольку анализ ведется по некодирующим участкам ДНК, он мало что может сообщить о видовой принадлежности общего предка. Для ее установления необходимы комплексные исследования не только генетики, но и морфологии окаменелостей. Поэтому, хотя работа Хейс и ее коллег ценна для уточнения генетической истории некоторых древних африканских народов, до выяснения подробностей становления современного человечества, по-видимому, еще далеко.

А вам интересна древнейшая история человечества?
Интересно