Как Big Data меняют бизнес. Бурков Владимир

Большие данные (Big Data) могут использоваться в качестве оптимизаторов бизнес-процессов и стратегий. Как они меняют существующие модели, нам рассказал эксперт Бурков Владимир Игоревич.

Если оглянуться на несколько десятилетий назад, то можно отметить, что сама идея стратегии ведения бизнеса основана на разработках Брюса Хендерса и Майкла Портера. «Хендерсен выявил, что в предпринимательстве есть множество явлений, которые развиваются, возрастая с течением времени. К примеру, опыт, прибыльность, масштаб, - поясняет Владимир Бурков. Это объяснило смысл инвестирования в масштабные проекты для повышения конкурентоспособности. По сути, действия Хендерсона стали первой стратегической концепцией в мире бизнеса».

Фундамент для бизнес-стратегий

В дальнейшем Майкл Портер согласился с Хендерсеном, но уточнил его наработки. «Профессор Портер добавил, что каждая компания должна делать определенные шаги для достижения того или иного результата. Это характеризует наличие нескольких видов бизнес-стратегий, - уточняет Бурков Владимир Игоревич. Портер создал концепцию цепи формирования стоимости, основанную на последовательности шагов. Он установил, что стоимость каждой единицы состоит из добавленной стоимости ее составных частей. Теория цепи формирования стоимости базируется на том, что бизнес связан транзакционными издержками, которые нуждаются в координации».

Идеи Хендерсона и Портера стали фундаментом для формирования бизнес-стратегий. «Но я хочу сказать, что эти первоначальные сведения по факту потеряли актуальность, - заявляет Владимир Бурков. К примеру, транзакционные издержки содержат два компонента, сопряженных с обработкой информации и связью, а расходы на это стремительно снижаются с середины 90-х годов ввиду использования интернета и других коммуникаций. Так как цены становятся низкими, экономить на транзакционных издержках практически не удается. Это приводит к вероятному разрушению цепи создания стоимости».

Примеры из разных сфер

Классическим примером этого можно назвать энциклопедический бизнес. Когда основным источником информации были книги в кожаном переплете, это был дистрибьюторский бизнес. «Сначала появились CD-диски, затем интернет, и новые технологии сделали получение знаний гораздо быстрее и дешевле. В результате энциклопедический бизнес стал убыточным. Теперь у нас есть Википедия, – говорит Бурков Владимир Игоревич. Десятки тысяч автономных пользователей выполнили настолько же хорошую работу, как и профессионалы в энциклопедической индустрии». Выходит, что одно звено в цепи создания стоимости распалось, так как индивидуумы заняли место предприятия.

Как Big Data меняют бизнес

Изменения затронули и данные. В 2000-е годы многие люди говорили о том, что скоро грядет информационная революция. «Действительно, объем данных рос стремительными темпами, - отмечает Бурков Владимир. В 2007 году произошел не только взрывной рост объема информации, но также цифровые данные сменили аналоговые. Все они хранятся на серверах или ПК, а это значит, что можно совместить знания мира. В результате произошла трансформация мировой экономики».

Если говорить об изменениях в экономическом отношении, то вспомним о расшифровке первого человеческого генома. «Геном Джеймса Ватсона расшифровывали в 2000 году. Тогда потребовалось около 200 млн долларов и 10 лет труда. С тех пор объем затрат значительно снизился. Явление экстраординарное – подчеркивает Бурков Владимир Игоревич – в 2015 году стоимость снизилась до 100 долларов и все это за каких-то 15 лет. Теперь, если соединить данные о геноме с клиническими или фармакологическими с помощью специальных устройств, это приведет к медицинской революции. Подумайте, что будет, если собрать этот большой объем данных в других сферах деятельности?»

По сути технологии начинают управлять масштабированием бизнеса, раздвигая границы отдельно взятых институтов и отраслей. Как поясняет Владимир Бурков, это приводит к тому, что вертикальная модель конкуренции сменяется горизонтальной. Это происходит из-за катастрофического падения транзакционных издержек и поляризации масштабов. Цепь создания стоимости разделяется, а масштабирование в сторону больших данных меняет бизнес-структуру, создавая новые типы организаций.

«Конечно, дело не только в больших данных, – отметил Владимир – Если взглянуть на телекоммуникационную отрасль, можно отметить революционное использование оптоволокна. В фармацевтике или университетской исследовательской работе таким направлением развития стала «большая наука». Если посмотреть на энергетическую отрасль, то разговоры идут о создании домов, которые стали бы эффективными производителями зеленой энергии и последующими ее потребителями. Вот такой обратный феномен».

Технология зеленой энергии домовладений может заменить привычный масштаб энергетических корпораций. Подобное перераспределение происходит и в других сферах. Такая тенденция приведет нас к гармонизации индустриальной структуры, а это подразумевает изменения в фундаментальных аспектах бизнес-стратегий.

Что делать

«Мы должны думать о стратегическом управлении, как о курировании горизонтальной структуры. Ведь на самом деле определение отрасли ведения бизнеса является результатом применения стратегии, а не тем, что она предполагает – подчеркивает Бурков Владимир Игоревич. Для этого нам потребуется объединять очень большое и малое единовременно, как в случае с геномом. Нужно эффективно использовать комбинации отраслевых структур и единиц, которые входят в их состав. К примеру, это может быть крупная корпорация профессионалов и любительское сообщество людей. Создавать такие тандемы можно на разных уровнях и даже среди конкурентов. Это единственный способ достичь масштабности».

Таким образом, большие данные делают классические определения бизнес-стратегии неактуальными. Они ведут нас в новый мир и требуют от нас думать иначе обо всем, что мы знали раньше. Если рассматривать их под другим углом, традиционные стратегии покажутся более интересными и эффективными.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.