Открытие ископаемого морского существа возрастом 518 миллионов лет может пролить новый свет на эволюцию океана

Исследовательская группа Университета Бристоля недавно обнаружила серию поразительных окаменелостей в Китае. Это открытие, как полагают ученые, поможет в изучении эволюции десятков видов океанических существ, многие из которых ранее были загадкой для научного сообщества. У одного такого существа среди обнаруженных окаменелостей было 18 щупалец.

Новый шаг в исследованиях

Пояснения по находке дал палеобиолог и ведущий исследователь Якоб Винтер. «Мы смогли реконструировать всю линию гребневиков из анатомических сравнений между ископаемыми и современными образцами», - делится результатами анализа Винтер. Поскольку гребневики считаются одними из первых существ, когда-либо появившихся на Земле, тот факт, что это ископаемое предшествует им, является феноменальной новостью.

Винтер, таким образом, уверен, что это открытие проливает свет на вопрос о возникновении недавно обнаруженных причудливых гребневиков. Найденные существа были названы так из-за гребеных рядов ресничек, которые они используют для плавания в океане. «С помощью окаменелостей мы смогли выяснить, откуда появляется застывшая слизь из гребешков», - сказал Винтер.

Возможно, полагают специалисты Бристольского университета, это было первое живое существо, появившееся на свет. Команда ученых, в которую входят исследователи из китайского университета Юньнань и лондонского Музея естественной истории, сравнила эти окаменелости с аналогичными структурами скелета и установила, что все они произошли от одного и того же предка.

Daihua sanqiong

Окаменелость была обнаружена в аргиллитовой местности к югу от Куньмина в провинции Юньнань на юге Китая одним из участников исследования, профессором Хоу Сянгуаном. Это не первое биологическое открытие, обнаруженное в данном регионе, так как многочисленные хорошо сохранившиеся окаменелости находили здесь в течение последних трех десятилетий.

Окаменелость была названа Daihua sanqiong в честь племени «дай» в Юньнани и «хуа», что означает «цветок» (это связано с цветочной формой ископаемого). Все 18 щупалец животного прекрасны и похожи на перья с рядами больших ресничек, украшающих экстерьер.

«Когда я впервые увидел окаменелость, я сразу заметил некоторые особенности, которые я видел в слизи, - сказал Винтер. - Я говорю о повторяющихся темных пятнах вдоль каждого щупальца, как будто окаменелые древние гребни расчесывают желе. Окаменелость также сохраняет ряды ресничек, которые можно увидеть, потому что они огромные».

Уникальная находка

Анализ научных данных показал, что это ресничное животное было связано с его современным аналогом. Такие большие ресничные структуры встречаются только в слизи.

Безусловно, находка имеет огромное научное значение. Эта окаменелость возрастом более полумиллиарда лет прекрасно сохранилась. Благодаря Daihua ученые смогли получить больше данных о знаменитом ископаемом, найденном на месторождении Burgess Shale в Канаде в 1909 году. Там была обнаружена окаменелость, возраст которой - 508 миллионов лет. Она была названа Dinomischus. У нее также было 18 щупалец. До недавних пор Dinomischus считалась самой интересной находкой такого рода с научной точки зрения.

«Что делает место находки особенным по сравнению с другими локациями, где были найдены ископаемые с сохранившимися мягкими тканями, такими как сланцы Берджесс и Биота Чэнцзян, так это тот факт, что здесь выявлено более 50 % совершенно новых таксонов животных и водорослей, которые ранее были неизвестны науке», - сказал палеонтолог Эллисон Дейли.

Дейли добавил, что обнаружение окаменелости в возрасте 518 миллионов лет имеет «поистине исключительное качество» благодаря сохранению анатомии животного без ожидаемых искажений, которые обычно возникают во время окаменения. «Благодаря таким находкам мы имеем возможность заглянуть в далекое прошлое. Это похоже на то, как информация какого-то незнакомого сайта переворачивает наши представления об уникальном предмете», - сказал Винтер.

Сравнительный анализ

Современные гребневые медузы, по сути, используют реснички, чтобы плавать. А еще у них есть переливающиеся светящиеся волоски. Они помогают медузам плавать на глубине. Поразительное сходство окаменелости с ранее обнаруженным Dinomischus позволило Винтеру и его команде многое выяснить о прошлом вида.

Некоторые выводы, сделанные исследователями, позволили понять, как развивались эти существа. Например, у предков гребенчатых медуз, казалось, были костные наросты на их щупальцах, которые трансформировались в гребни, обнаруживаемые у современных видов медуз.

Кроме того, исследователи ранее были убеждены, что морское существо Сянгуангиа было анемоном, но теперь полагают, что оно «на самом деле является частью ветви гребневика». Такого мнения придерживается один из участников исследования Пейюн Конг, профессор палеобиологии в Университете Юньнани.

Спорные выводы

Эти находки также позволяют предположить, что кораллы, морские анемоны и медузы связаны между собой. «Эти реснички - те же самые щупальца, которые вы видите на кораллах и морских анемонах», - сказал Винтер. Но с этими выводами согласны далеко не все ученые.

А вы верите в то, что найденные окаменелости - остатки существ, живших так давно?