Ученые провели исследование и доказали, что у крыс есть эмоции и способность к эмпатии

Философы веками спорили о том, способны ли животные к эмоциям и эмпатии. Ученых тоже заинтересовал этот вопрос, и они решили проверить свою точку зрения. Конечно, наблюдая за гориллами, хочется верить, что животные способны чувствовать и выражать эмоции. Но распространяется ли это на всех братьев меньших?

Собаки, крысы и приматы

В дискуссиях об эмоциях у животных люди любят ссылаться на любимых собак. Но никто не берет в качестве примера крыс. Конечно, кому понравится, когда его сравнивают с неким хвостатым грызуном. Однако исследователи из Чикагского университета решили посмотреть, есть ли у этих существ чувства и способность понимать эмоции других.

Научные эксперименты

Они показывают, что крысы способны к сопереживанию даже незнакомым особям. Это развенчивает мифы о том, что лишь высший разум способен к эмоциям и эмпатии. Исследование проводилось несколько лет и включало несколько экспериментов, возглавил его профессор нейробиологии Пегги Мейсон. К слову, до этого она изучала клеточные механизмы модуляции боли, но теперь переключила свое внимание на биологическую основу эмпатии и взаимопомощи.

Первый эксперимент был начат в 2007-м. Исследователи хотели выяснить, "заражаются" ли крысы общим настроением. Пояснить это можно на примере детей, когда один ребенок плачет, другие дети плачут. Тем не менее они хотели копнуть глубже и посмотреть, смогут ли крысы выйти за пределы эмпатии. То есть не просто поддаться общему настроению, а как бы пересилить себя, чтобы помочь всем остальным.

В ловушке

Вместе с коллегами профессор Мейсон поставила эксперимент, в котором одна крыса была поймана в ловушку в трубе, а ее сосед по клетке выпущен на “арену”, где только свободная крыса может открыть дверь. Первоначальное исследование показало, что в течение короткого периода времени свободная крыса пыталась найти способ помочь своему товарищу по клетке.

В течение 12 дней свободная крыса изучала механизм и наконец выяснила, как открыть дверь. Она выпустила своего соплеменника и почти неделю они были неразлучны. Более того, крыса-освободитель следовала всюду за освобожденной и периодически начинала подпрыгивать на месте, словно радуясь своей догадливости.

Повторный опыт

Этих же двух крыс снова вернули на прежние позиции. Крыса, однажды оказавшаяся на “арене”, почти сразу же выпускает пойманного в ловушку товарища по клетке. Исследователи продвинули свой эксперимент еще на один шаг, поместив 2 контейнера в пространство, один с пойманной крысой, а другой с 5 шоколадными чипсами. Команда, следившая за экспериментом, была потрясена, когда свободная крыса не только открыла оба контейнера без особого усилия, но и поделилась угощениями с освобожденной крысой. И это вместо того, чтобы сначала открыть контейнер с шоколадом и оставить все лакомства для себя.

Первое исследование показало, что освобождение пойманного в ловушку партнера по клетке было таким же важным, что и получение шоколадного лакомства. Исследователи также утверждали, что именно пойманная в ловушку крыса вызвала такое поведение. Свободная крыса не открыла бы дверь, если бы труба была пуста или там была игрушка, реакция бы не последовала. Повторные эксперименты показали, что грызуны открывали дверь и в том случае, если у них не было возможности воссоединиться с пойманной крысой. То есть они не просто хотели поиграть с товарищем, здесь кроется нечто большее.

Избирательность в отношениях

Профессор Мейсон продолжила свои исследования в области эмпатии и крыс и представила еще более удивительные результаты. Ее поздние эксперименты, проведенные в 2014 году, показали, что крысы “избирательны” в отношении тех, кому они сопереживают.

Если они не "знакомы", свободная крыса не освободит пойманную в ловушку. Исследование дало те же результаты, если свободную крысу выращивали изолированно и не социализировали со своими соплеменниками. По сути, это означает, что если крыса никогда не видела других представителей своего вида, она не откроет дверь.

Исследование сделало вывод, что эмпатия основана на социальном опыте крысы, но не ограничивается только отдельными особями, которых она знала. Свободная крыса помогла бы чужой, если бы она когда-либо пересекалась с ней.

Последнее доказательство

Чтобы еще больше доказать свою точку зрения, что крысы движимы эмпатией, профессор Мейсон провел еще один эксперимент. Свободным грызунам дали успокаивающее лекарство, после этого они больше не освобождали пойманную крысу. Исследователи пришли к выводу, что, поскольку свободная особь больше не могла чувствовать стресс, она не понимала, что чувствует пойманная в ловушке соплеменница, и не чувствовала необходимости освобождать ее.

Вместо заключения

Пегги Мейсон также сообщила нам, что они продолжают работу над этим исследованием. Например, нужно выяснить, можно ли сделать крыс "друзьями" быстрей. То есть с какого момента они начинают чувствовать ответственность за жизнь товарища.

А как вы считаете, права ли профессор в выводах?