Игра в прятки: в Австралии найдены вулканы, скрывшиеся еще в юрский период

Датируемая временами динозавров, сеть вулканов на территории Австралии провалилась под землю на миллионы лет. Расплавленные потоки светятся в лавовом озере вулкана.

Совсем недавно ученые разработали снимок этой давно скрытой вулканической сети. Результаты исследования показали: вулканы — около 100 из них — образовались около 160-180 миллионов лет тому назад. Они занимали площадь почти в 7,5 тысячи квадратных километров.

Что известно

Возникший в результате извержения лавы юрский ландшафт был похоронен глубоко под землей в бассейнах Купер и Эроманга, пустынном регионе, что находится в центральной области Австралийского континента. Знаменита эта часть континента благодаря богатым запасам таких полезных ископаемых, как нефть и природный газ.

Более 30 лет назад во время бурения скважин в бассейнах Купера и Эроманги были обнаружены первые свидетельства наличия на территории магматических пород, датирующихся юрским периодом. В результате продолжительной добычи ископаемого топлива эксперты смогли задокументировать огромное число данных о положении дел под землей. Об этом рассказывает соавтор исследования Саймон Холфорд, доцент кафедры геофизики нефти в Австралийской школе нефти Университета Аделаиды.

«Несмотря на наличие большого количеств обширных данных, загадку вулканов никак не получалось раскрыть вплоть до теперешнего момента», — делится Холфорд. Сейчас ученые занимаются реконструкцией древних геологических процессов.

Технология формирования подземных изображений, таких как сейсмическое отражение — использование сейсмических волн для оценки физических свойств слоев горных пород, обнаружила камеры магмы, которые когда-то подпитывали юрские вулканы; также были найдены каналы древних лавовых потоков и многочисленные вулканические кратеры. Ученые назвали этот участок «Вулканическая провинция Варни» в честь близлежащей разведочной скважины «Варни Ист 1».

Уже не активны

В юрский период покрытая трещинами и кратерами, извергающими лаву и пепел, вулканическая сеть проявляла высокую активность. Сегодня же вулканы можно назвать неактивными, хотя с вулканической активностью юго-восточная часть Австралии сталкивалась всего 5000 лет назад.

«Город Маунт-Гамбье в Южной Австралии построен на голоценовом вулкане, который по размеру и своему строению очень похож на вулканы, которые мы обнаружили», — рассказывает сказал Холфорд. Активность Голоцен проявляет вот уже 12 тысяч лет.

Почему вулканы оказались под землей

Ученые предполагают, что вулканы, скорее всего, просто постепенно опускались под слои отложений в течение миллионов лет. Фактически вся центральная часть Австралийского континента медленно тонула на протяжении 160 миллионов лет. Тем не менее ученые не владеют четкой информацией, почему.

«Со временем оседание вулканов привело к накоплению сотен метров осадочных пород, в основном сланцев и песчаников», — говорит Холфорд.

Исследователи подозревают, что многие другие «вулканические провинции» могут скрываться не только под Австралией, но и в других частях света.

А вы подозревали, что Австралию покрывает сеть вулканов?