Большая Адрия: ученые обнаружили древний затерянный континент под Европой

Международная группа исследователей представила в журнале Gondwana Research результаты многолетней работы по изучению важного этапа геологической истории Средиземноморья. Ученым удалось, в частности, реконструировать процессы образования, движения и гибели древнего континента Большая Адрия – одного из осколков гигантской Гондваны.

Геологическая головоломка

Эволюция Адрии была частью масштабного процесса распада древнего суперконтинента Гондваны – огромного массива, объединявшего в течение долгого времени континентальные плиты Южного полушария. В раннем мезозое, примерно 250–200 миллионов лет назад, северная оконечность Гондваны соприкасалась в экваториальных широтах с Лавразией – вторым крупным комплексом, включавшим в себя и фрагменты будущей Европы.

Эта граница, с восточной стороны которой шло образование океана Тетис, отличалась высокой тектонической активностью и была весьма подвижной. Сложный характер перемещения тектонических плит здесь приводил к образованию складок, разломов и разрывов континентальных массивов. По словам ведущего автора нового исследования, Дува ван Хинсбергена из Утрехтского университета в Нидерландах, этот регион «похож на большую головоломку, сложенную из беспорядочного набора осколков древних плит».

Чтобы разгадать эту головоломку, ученым потребовалось около десятка лет кропотливой работы по исследованию проявлений палеомагнетизма. Команда исследователей систематизировала большое количество образцов горных пород, собранных в разных странах Средиземноморья, и создала обширную базу данных. Для ее обработки использовалось специализированное программное обеспечение.

Осколок Африканской плиты

Адрия представляла собой фрагмент, отколовшийся от Африканской плиты – самой массивной в составе Гондваны – приблизительно 240 миллионов лет назад. Подобные образования геологи называют микроконтинентами. Однако Большая Адрия была действительно большой: по размерам ее можно сопоставить с современной Гренландией. Частично она была затоплена водой и выглядела, вероятно, как крупный архипелаг.

О дальнейшей эволюции Адрии рассказала остаточная намагниченность горных пород. Этот отпечаток древнего геомагнитного поля сохраняется в излившихся на поверхность лавах, а также в железосодержащих минералах в составе осадочных пород, например, в конкрециях, сформировавшихся благодаря жизнедеятельности некоторых бактерий.

Выяснилось, что Большая Адрия медленно (на несколько сантиметров в год) смещалась в северном направлении, при этом поворачиваясь относительно Африки против часовой стрелки. Этот дрейф длился более ста миллионов лет, а затем наступила коллизия.

Как исчезал континент

Коллизией в геологии именуется процесс столкновения плит, в составе которых есть континенты. При этом кора сминается, и формируются горные цепи, имеющие сложное строение. Но ряд факторов может приводить и к своего рода «неравноправию» плит, и один из континентов может начать погружаться под другой.

Именно такая судьба ожидала Большую Адрию. При контакте с Европой она медленно, но неотвратимо разрушалась. Плита, несущая Адрию, разделилась на ряд фрагментов, которые в конечном итоге практически полностью погрузились в земную мантию. Это произошло около 120–100 миллионов лет назад.

Данные сейсмической томографии позволяют предположить, что большая часть остатков Адрии располагается сейчас на глубине около полутора тысяч километров под Европой. Однако исчезло не все, и именно благодаря уцелевшим осколкам мы знаем об этом древнем континенте.

Остатки Большой Адрии

Некоторые участки Адрии сохранились в составе горных массивов. Это большей частью известняковые фрагменты, встречающиеся на юге Европы и в ближневосточном регионе. Исследуя их палеомагнитные свойства, ван Хинсберген и его коллектив обнаружили, что эти остатки хранят историю очень сложной динамики, характерной для эпохи образования гор.

Кроме того, ученые собрали данные об остатках вулканических поясов и рифов, охватывавших Большую Адрию. По словам ван Хинсбергена, движение вдоль разломов коры привело к тому, что эти осколки ныне разбросаны по огромной территории от Испании на западе до Ирана на востоке.

Исследователи проделали большую работу по реконструкции значительного отрезка непростой тектонической истории Средиземноморья, ведь Большая Адрия была далеко не единственным объектом их внимания. Так что поиск и открытие континентов Земли продолжаются, только теперь это древние, исчезнувшие с лица нашей планеты материки.

А вам интересны реконструкции облика Земли в древние геологические эпохи?