Мраморную статуэтку возрастом более 8000 лет и другие артефакты обнаружили археологи в турецком Измире

Важное археологическое открытие сделано на территории крупного турецкого города Измир. В ходе раскопок, проводившихся в городском районе Борнова, археологи обнаружили ряд артефактов эпохи неолита, датируемых концом VII тысячелетия до н. эры. Среди них – скульптурное изображение богини-матери, выполненное из мрамора.

Находки в Измире

В пределах района Борнова расположены археологические комплексы Ешильова-Хеюк и Яссы-Тепе, содержащие остатки древнейших поселений, возникших в неолитическую эпоху на месте современного Измира. Их исследования проводят специалисты отделения археологии Эгейского университета Измира.

Раскопки нынешнего года, продолжавшиеся в течение шести месяцев, принесли богатый урожай находок, возраст которых составляет приблизительно 8200 лет. Археологи извлекли из земли остатки керамической посуды, украшения в виде подвесок и медальонов, а также предназначавшиеся для рыболовных сетей грузила и многочисленные окаменелые останки мидий и рыб.

Самой значимой находкой только что завершившегося сезона раскопок стала небольшая статуэтка из мрамора, изображающая женскую фигуру без головы. Она представляет собой традиционную для местных неолитических культур форму представления богини-матери. К особо ценным результатам раскопок специалисты также относят фрагмент стеклянного изделия, изготовленного свыше восьми тысячелетий назад.

Истоки древней Смирны

Ранее считалось, что история Измира (античной Смирны) восходит своим началом к рубежу IV – III тысячелетий до н. эры. Это позволяло отнести город к числу древнейших населенных пунктов Малой Азии. Однако благодаря исследованиям курганов Яссы-Тепе и Ешильова-Хеюк в истории города открылись неизвестные ранее страницы, написанные в эпоху неолита и раннего медного века.

В настоящее время ученые относят возникновение самых ранних поселений на территории Измира примерно к 6500 году до н. э. По-видимому, проживание в этой местности предоставляло людям значительные удобства. Археологи обнаружили в пределах города остатки целых девяти неолитических деревень.

Около восьми тысяч лет назад местность здесь выглядела иначе, чем теперь. Доисторические поселения располагались на полуострове, соединявшемся с материком лишь узким перешейком. Очевидно, добыча морепродуктов играла в хозяйстве жителей большую роль, что подтверждают находки этого года. Судя по обнаруженным окаменелостям, доисторические рыбаки добывали морских лещей и морских ежей, скатов, а также в большом количестве употребляли в пищу устриц и мидий.

Руководитель раскопок, доцент Эгейского университета Зафер Дерин, сообщил, что всего в этом сезоне было сделано около двухсот пятидесяти находок. Все обнаруженные артефакты будут переданы в Измирский археологический музей.

А вы интересуетесь древними артефактами?