Таинственный радиосигнал от ближайшей звезды, Проксимы Центавра, тщательно исследуется астрономами – охотниками за инопланетянами

Недавно земляне обнаружили загадочный радиосигнал, который был послан из района размещения звезды Проксима Центавра. Теперь его тщательно исследует группа астрономов, планирующая отыскать инопланетян. Изыскатели из проекта Breakthrough Listen Project, который стоит 94 млн долларов и основан для поиска инопланетной жизни при помощи радиотелескопов, тестируют радиоволны с апреля 2019 года. Более подробно о новом изыскании астрономов поговорим далее.

Захватывающий радиосигнал

Проксима Центавра расположена в 4,2 светового года от Земли. В отчете The Guardian говорится, что сигнал обнаружил радиотелескоп Паркса, размещенный в Австралии, в штате Новый Южный Уэльс. Этот сигнал был зафиксирован в апреле или мае 2020 года и, в отличие от прежних радиовсплесков, не был приписан к какому-нибудь околоземному или наземному источнику, изготовленному человеком.

Возможно, у импульса имеется естественное объяснение, но это астрономам не помешало заняться его тщательным изучением. Команда изыскателей утверждает, что это один из самых захватывающих радиоимпульсов, который был обнаружен после фиксации сигнала "WOW!" в 1977 году. Они считают, что он был отправлен далекой инопланетной цивилизацией.

Предположение исследователей

Проксима b - это каменистый мир, похожий на Землю. Он крутится внутри «обитаемого района» Проксимы Центавра - зоны, где вода может струиться по поверхности планеты. И все же, так как Проксима Центавра является красным карликом, "обитаемая область" очень близка к звезде. А это говорит о том, что планета, возможно, подвергается усиленному излучению и испытывает приливное ускорение, что делает маловероятным формование какой-либо цивилизации на ее поверхности.

Радиовсплеск был найден в диапазоне 980 МГц, а смещения частоты, зафиксированные телескопом Паркса, идентичны движению планеты. Исследовав эти данные, изыскатели предположили, что внутри системы может находиться третья планета, а не инопланетная цивилизация, что, по их мнению, весьма маловероятно.

Что сказал Пит Уорден

«Сигналы, возможно, являются помехами от наземных источников, которые мы объяснить пока не можем, - сказал The Guardian Пит Уорден, глава Breakthrough Initiatives. – Но следует немного подождать и посмотреть, что ученые проекта сообщат после тщательного исследования сигнала».

Астрономы утверждают, что этот новый радиовсплеск идентичен короткому сигналу "WOW!", который обнаружила в 1977 году радиообсерватория Big Ear в США. До сих пор "WOW!" был лучшим уведомлением, с которым приходилось работать экспертам в поисках внеземного разума. Хотя им и сегодня почти ничего не известно о том, что вызвало эти сигналы и какова их природа.

Что собой представляет Проксима b

Проксима b - ближайшая к Земле экзопланета и ближайшая к звезде Проксима Центавра планета. Она делает полный оборот вокруг своей звезды за 11,2 земного дня и имеет массу примерно в 1,2 раза больше Земли. Ее скалистый мир подвержен звездным ветрам в 2000 раз больше, чем земной солнечным.

Хотя Проксима b находится в зоне, где может образовываться жидкая вода, эти звездные ветры делают маловероятным появление жизни. Планета была обнаружена в августе 2016 года и сегодня, вероятно, заблокирована приливным ускорением. По этим причинам ее фактическая обитаемость не установлена.

Исследования показали, что у планеты могут быть океаны на поверхности и тонкая атмосфера, но это не было подтверждено. Астрономы не узнают, есть ли на ней вода или атмосфера, пока не будет видно, как она движется перед своей звездой, чего еще не произошло.

Если вода и атмосфера присутствуют на Проксиме b, то даже при обширной радиации, возможно, на планете появилась жизнь. Ученые надеются, что космический телескоп Джеймса Уэбба, который должен быть запущен в следующем году, сможет обнаружить атмосферу планеты. Существует также теоретическая миссия по отправке зонда на Проксиму b в 2069 году для поиска биосигнатур.

Что говорит Льюис Дартнелл

Команда Breakthrough Listen в настоящее время готовит исследовательский документ по результатам, хотя дата публикации еще не назначена. Юрий Мильнер, технологический инвестор Кремниевой долины, запустил эту инициативу в 2015 году. Она предназначена для поиска преднамеренных или случайных сигналов инопланетных цивилизаций и рассчитана на десятилетие. В рамках проекта эксперты занимаются прослушиванием сигнатур от объектов, изготовленных людьми, и техносигнатур в диапазоне всплесков, исходящих из глубин космоса.

Льюис Дартнелл, астробиолог из Вестминстерского института, сказал, что маловероятно, чтобы сигнал из зоны Проксимы Центавра отослала инопланетная цивилизация. «Если разумная жизнь находится так близко, как Проксима Центавра, то, возможно, галактика изобилует живыми организмами. Шансы на то, что две цивилизации окажутся соседями среди 400 млрд звезд, абсолютно выходят за границы рациональности. Проксима b, возможно, постоянно пребывает под воздействием звездного излучения, поэтому вряд ли вода и жизнь могли появиться в каменистом мире», - заявил он The Guardian.

Что показало предыдущее изыскание

Более раннее исследование, проведенное экспертами из Сиднейского института, показало, что Проксима Центавра регулярно производит корональные выбросы массы, которые оказывают негативное влияние на скалистую соседнюю планету. Это открытие базируется на ином радиовсплеске, который, как полагают, был вызван супервспышкой звезды или весьма мощным выбросом.

Эти супервспышки могут убить все живое на размещенной рядом планете, а Проксима b пребывает в этом опасном районе и, возможно, время от времени осыпается консервирующими частицами. Планета также наверняка испытывает приливное ускорение – точно так же, как Луна, обращающаяся вокруг Земли. То есть на одной стороне Проксимы b всегда наблюдается день, а на другой – ночь.

«Сложно представить, что где-то есть стабильная климатическая система и все для трансформации бактерий в разумные формы жизни. Конечно же, ее нигде нет, - сказал Дартнелл. – Но я бы хотел, чтобы мне доказали, что я ошибаюсь».

Наверняка есть иные планеты, размещенные немного дальше от Проксимы Центавра, которые еще предстоит найти астрономам. Но они, возможно, находятся слишком далеко от светила, поэтому вряд ли на них образовалась вода.

Вы увлекаетесь исследованиями планет?