Рацион девочек и мальчиков сильно отличался: ученые выявили гендерное неравенство по зубам древних людей, живших 2500 лет назад

Анализ 2500-летних зубов открыл окно в жизнь и гендерное неравенство в Китае в бронзовом веке. Исследование, проведенное Университетом Отаго, пролило свет на некоторые интересные особенности того времени. Ведущий исследователь доктор Мелани Миллер, аспирантка кафедры анатомии Университета Отаго, рассказала подробнее об этом явлении.

Важная находка

Эти зубы были найдены в центральной равнине Китая и датируются временем правления восточной династии Чжоу, между 771 и 221 гг до нашей эры. Несмотря на их крайнюю древности (они так же стары, как афинский Парфенон), дентин зубов - костная ткань, составляющая основную часть структуры наших зубов, - довольно хорошо сохранился и смог предоставить ученым важную информацию.

Используя изотопный анализ, исследователи смогли выделить типы и количество различных элементов в дентине. Среди их числа был углерод и азот, который раскрыл информацию о питании и жизни людей того времени. «Это позволило нам нарисовать картину меняющегося общества», - говорит доктор Миллер.

Открытие ученых

«Мы уже знали, что в этом периоде времени неравенство между мужчинами и женщинами становилось все сильнее. Мы смогли обнаружить, что эти различия отражались в том, что люди ели и как они заботились о своих детях. Например, гендерная разница оказывала влияние на то, сколько времени детей кормили грудью и чем их кормили в дальнейшем», - говорит доктор.

Анализ 23 особей из двух различных археологических раскопок показал, что дети находились на грудном вскармливании до возраста 2,5-4 года. Причем девочек переводили на твердую пищу, состоящую в основном из пшеницы и сои, несколько раньше, чем мальчиков. «Для двух сообществ, которые мы изучали, пища была неотъемлемым аспектом идентичности. И она же была средством дифференциации между женщинами и мужчинами. Мы обнаружили диетические различия между полами, которые начинались в раннем детстве и продолжались всю жизнь. Это означает, что продукты, которые люди ели регулярно, различались в зависимости от того, к какому полу они принадлежали», - говорит Миллер.

Разница в еде

Мужчины в основном ели больше традиционного зерна - проса. В то же время, женщины потребляли больше «новых» продуктов, таких как пшеница и соя. Также именно последние зерновые были важной частью детского питания, поэтому они были включены в местные кулинарные традиции.

Восточная Чжоу - это очень важный период китайской истории и культурных изменений. В это время жили Конфуций и другие выдающие интеллектуалы Азии. «Мы видим, что некоторые из самых ранних форм социального неравенства между мужчинами и женщинами возникают именно в это время, - говорит доктор Миллер. - Разница в диете подчеркивает, что повседневная жизнь полов становилась все более дифференцированной, даже если дело касается того, что человек ел». Доктор Миллер также говорит, что химические методы, используемые в этом исследовании, позволяют изучать древние пищевые практики человека на протяжении нескольких поколений. «С таким подходом мы можем получить более персонализированное представление о жизни древних людей. Это поможет нам выявить важные аспекты их жизни, включая такие вещи, как гендерное разделение и социальное неравенство», - пишет она.

Анализ палеолитической диеты

Биохимический анализ человеческих останков стал ключевым способом понять народы, которые уже ушли с лица земли. Древние ДНК и стабильный изотопный анализ в настоящее время считаются основными источниками информации, когда дело доходит до изучения древних сообществ. Ученых, прежде всего, интересует рацион питания. Исследователи из Университета Гранады проанализировали образцы из антропологических коллекций некрополей Панциря и выяснили, что во время палеолита в сообществах не было никаких существенных социальных различий ни в типе пищи, ни в пропорции потребляемых белков. Это значит, что социальное неравенство стало зарождаться гораздо позже, что и доказывают результаты исследования археологов из Университета Отаго.

Как вы считаете, почему возникло гендерное неравенство?