Охотится можно было и без слов: зачем и кто из наших предков придумал язык

Вопрос о происхождении человеческого языка является одной из сложнейших проблем современной науки. В настоящее время существует несколько теорий, описывающих этот процесс, и многие ведущие исследователи сходятся во мнении, что честь изобретения столь сложной системы, совмещающей функции общения, накопления и передачи знаний, принадлежит одному из предков современного человека – Homo erectus, человеку прямоходящему.

Постепенно или внезапно?

Существуют два основных направления в подходе к вопросу о появлении языка. Многие лингвисты придерживаются точки зрения, согласно которой переход наших предков от звукового общения животных к сложным формам коммуникации происходил поэтапно. Сначала должен был появиться протоязык, достигший лексического уровня организации, то есть оперирующий не просто набором звуков, а их устойчивыми сочетаниями – словами.

Такие примитивные языки, по мнению ряда ученых, могли существовать очень долго. Лишь постепенно в каких-то из них появился высший структурный уровень – синтаксический, обеспечивающий построение из отдельных слов связных высказываний (предложений).

Некоторые ученые, среди которых – известный лингвист и философ Ноам Хомский, разделяют противоположную точку зрения. Согласно ей, слова и синтаксис появились в языке одновременно, а к их возникновению привело резкое усложнение мозга, вызванное случайной мутацией.

Большинство исследователей, в том числе и видный американский лингвист Дерек Бикертон (на фото внизу) придерживаются гипотезы о постепенном формировании языка. Но кто из предков современного человека мог впервые произнести слова, пусть даже не связанные в предложения?

Человек прямоходящий – человек говорящий

В вопросе о том, кто из наших предков заговорил первым, среди ученых также нет единства. Это неудивительно: ведь у антропологов и лингвистов нет возможности проверить те или иные предположения путем непосредственного наблюдения или эксперимента. Однако данные палеоантропологии, генетики и других наук предоставляют некоторую косвенную информацию.

Так, изучение окаменелостей так называемых ранних Homo показывает, что, несмотря на рост объема мозга, по сложности он еще мало отличался от мозга обезьян-австралопитеков. Строение лицевого отдела черепа, челюстей и некоторые другие особенности говорят о том, что Homo habilis и его современники, жившие примерно 2,5 – 1,8 миллиона лет назад, еще не обладали достаточно развитым речевым аппаратом.

Однако около двух миллионов лет назад в Африке появился новый вид людей – человек прямоходящий Homo erectus (иногда его по традиции называют питекантропом). Эректус отличается уже не просто большим, но и значительно усложненным мозгом, в котором сформировались устойчивые специфически человеческие признаки, в частности, развитие зоны Брока, отвечающей за моторику речи.

О росте интеллекта у человека прямоходящего по сравнению с его предшественниками свидетельствует и переход к изготовлению более совершенных каменных орудий (они известны как «ашельская индустрия»). Однако для закрепления всех этих прогрессивных изменений необходимо было давление условий среды, в которой жили эти люди.

Жизнь в саванне

Палеоэкологические исследования показывают, что становление Homo erectus сопровождалось значительным ростом саванн, заменявших лесные массивы в местах проживания человеческих популяций. Эти изменения не могли не сказаться на образе жизни.

Среда обитания человека прямоходящего включала в себя больше открытых пространств, чем у его предков, и на этих пастбищах процветали большие популяции копытных животных. По-видимому, мясо прочно вошло в рацион людей, обеспечив максимальное количество калорий, без которых развитие крупного и сложного мозга было бы невозможно.

Ранние эректусы еще не имели орудий, необходимых для активной охоты на копытных (копья появились несколько позже). Однако они вполне могли преследовать раненых или ослабевших особей и намеренно искать в саванне погибших животных, используя для разделки туш ручные каменные орудия. Доказательством тому служат окаменелости копытных соответствующего возраста со следами характерных порезов, оставленных на костях каменным инструментом.

Целенаправленный поиск источника животного белка мог стать гораздо эффективнее, если велся наиболее активными участниками группы в нескольких направлениях. Однако найти пищу – это самая легкая часть задачи. Нужно сообщить своей группе о местонахождении добычи, ее величине, возможной опасности от хищников или других людей.

Необходим был тип общения, принципиально отличающийся от врожденных и негибких сигналов, которые используют животные. Бикертон считает, что приблизительно в эту эпоху появилась такая особенность коммуникационной системы, как смещение – способность ссылаться на объекты, которые не присутствуют в поле зрения. Оно может осуществляться только с использованием слов.

Кооперация и забота о детях

Важным условием успеха небольшой группы людей, в которой благополучие и безопасность зависели от каждого, стала высокая степень сотрудничества, впервые достигнутая, вероятно, также человеком прямоходящим. Источником кооперации в пределах группы стало усложнение образа жизни по сравнению с предшественниками эректусов – ранними Homo.

В отличие от обезьян, у которых матери никогда не позволяют другим особям ухаживать за маленькими детенышами, в ранних человеческих социумах большую роль должен был играть так называемый аллопарентинг – особая модель поведения, связанного с заботой о потомстве. В этом случае часть родительских функций принимают на себя другие члены группы, например старшие женщины, в то время как молодые участвуют в поиске пищи.

Необходимым условием роста сотрудничества в условиях меняющегося образа жизни также должно было стать развитие системы коммуникации. Оно способствовало укреплению связей в группе и увеличению взаимного доверия.

Избыточная мощность мозга и язык

Гипотеза Бикертона о том, что протоязык в форме набора простейших слов появился у человека прямоходящего в процессе адаптации к изменившимся условиям жизни и режиму питания, конечно, является во многом умозрительной – ее пока нельзя проверить неоспоримыми фактами. Однако ее достоинством является возможность связать появление языка с эволюционным процессом.

Многие ученые не раз высказывали недоумение по поводу развития у человека избыточно мощного интеллекта, возможности которого намного больше, чем необходимо для физического выживания и размножения. Однако мышление теснейшим образом связано с языком, оно невозможно без сложной знаковой системы.

Язык, возникший предположительно около двух миллионов лет назад как вспомогательное средство, повышающее шансы на успех в поисках пропитания, оказался необычайно гибкой и универсальной системой. В ходе дальнейшего развития он обеспечил возможность преемственности знаний и появление абстрактных понятий, благодаря чему человек стал способен познавать мир, создавать искусственную среду обитания и осмысливать собственные истоки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы интересовались теориями происхождения языка? Какую из них поддерживаете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.