Ученые обнаружили в Марокко уникального динозавра, способного отлично выживать как в воде, так и на суше

Мир древних рептилий ассоциируется у многих людей в первую очередь с динозаврами, но также он был населен водными животными в богатом многообразии. Другое дело, что ученые никак напрямую не связывали водную стихию с самими динозаврами. Многие из этих монстров хоть и не отвергали ее в принципе, но жить в ней не могли. Теперь же выяснилось, что эта точка зрения была ошибочной.

Spinosaurus aegyptiacus или спинозавр в корне изменил представление исследователей о связи динозавров с водой. Гигант длиной 15 м и весом в 7 тонн бродил по земле, но вполне мог жить и под водой, прекрасно плавая. Об этом говорит строение тела с хвостом, напоминающим огромный плавник. Это открытие было сделано благодаря новым ископаемым спинозавра в Марокко.

Адаптация к водной среде

Прежние реконструкции Spinosaurus aegyptiacus вполне ясно описывали его вытянутую морду, наличие гребня на спине и зубы как у крокодила. Однако в отношении хвоста описания были ошибочными или неполными. Он представлялся зауженным и ничем не примечательным. Новые же ископаемые этой части тела спинозавра позволяют говорить о нем и как о плавающей рептилии. Во всяком случае, это наиболее адаптированный к водной среде динозавр из всех известных на сегодняшний день.

Рыбий хвост

Изучением спинозавра занимается палеонтолог Низар Ибрагим, который как раз нашел и исследовал сенсационные окаменелости ящера. По его словам, структура сплющенного хвоста данного динозавра с точки зрения функционала напоминает плавники тритонов или некоторых рыб.

Использовав технологию компьютерного моделирования, ученый пришел к выводу, что движения этой конечности могли помогать телу двигаться под водой. В более широком представлении новые данные помогают ответить на два важных для палеонтологии вопроса: как долго спинозавр мог проводить времени в воде и насколько динозавры вообще могли быть связаны с морским образом жизни.

Первые догадки

В 2014 году Ибрагим с коллегами вел споры о том, является ли спинозавр полуводным животным. Тогда эта теория подвергалась критике, в том числе по причине отсутствия прямых доказательств. Хотя в пользу предположений Ибрагима уже говорили некоторые факты. Например, было доказано, что спинозавр не просто являлся хищником, а регулярно питался рыбой.

Некоторые особенности в строении коротких ног и удлиненные челюсти также намекали на близость динозавра к водной среде. В целом и окружающая среда в местах обитания животного предполагала определенные возможности развития навыка плавучести. Однако это мнение большей частью палеонтологов поддержано не было.

Новые же ископаемые хвоста спинозавра однозначно свидетельствуют о его умении плавать. То есть этот динозавр не просто мог заходить в воду, но и погружался, а также проводил там немало времени.

Отличия от родичей

Найденные окаменелости также имеют существенные отличия от тех, которые принадлежали сородичам динозавра. Это направление исследования развивают специалисты по сравнительной зоологии и, в частности, палеонтолог Стефани Пирс и биолог Джордж Лаудер.

С помощью роботизированного компьютерного моделирования они определили, что хвостовая часть найденного экземпляра была гораздо эффективнее в возможностях плавания, чем у целофиза и аллозавра. Как отмечают специалисты, спинозавр вполне мог перемещаться по рекам подобно крупному крокодилу.

По мнению Ибрагима, этот хищник был способен не просто находиться в воде и маневрировать, но и ловко преследовал добычу. Нельзя исключать и возможности, что спинозавр и вовсе большую часть жизни проводил не на суше, а в воде.

Но на этом потенциал для открытий не исчерпывается. Группа ученых из команды Ибрагима полагает, что спинозавр также имел перепончатые ноги. Далее остается выяснить, насколько велика была их роль в процессе плавания.

Палеонтологи, среди которых и прежние критики Ибрагима, признают огромный масштаб сделанного открытия. Но помимо открывшихся горизонтов в изучении плавающих динозавров оно может дать толчок и для общей популяризации науки.

В частности, не исключено, что в Марокко и вообще в Северной Африке будут открываться музеи, посвященные удивительным открытиям в области палеонтологии. Если это действительно произойдет, то спинозавр может стать символом новых учреждений. Именно об этом и мечтает Низар Ибрагим.

А вы предполагали, что динозавры могут быть настолько близки к воде?