Богатые информацией молекулы: как феромоны помогают пчелиным королевам править, а лемурам - "флиртовать"

"Сидя на троне" в сердце колонии медоносных пчел, королева правит всеми аспектами своего королевства: от того, как рабочие добывают пищу, до строительства новых сот.

Она совершает этот впечатляющий подвиг с помощью невидимых химических соединений, называемых феромонами. Когда пчелы ухаживают за королевой, они собирают богатые информацией молекулы и распространяют их по всей колонии.

Отправленные по воздуху, на суше и даже в воде, эти химические призывы дикой эстафеты сообщают о сексуальной доступности, занятой территории и лучших местах, где можно найти еду.

Что такое феромон?

«Феромон - это сигнал, который эволюционировал с точки зрения отправителя», - говорит Тристрам Уайатт, зоолог из Оксфордского университета в Великобритании, который изучает эволюцию феромонов.

Например, один состав в феромонах медоносной пчелы препятствует тому, чтобы рабочие пчелы короновали другую королеву, таким образом, гарантируя правление монарха.

Это отличается от, скажем, природы комара, выслеживающего животное по запаху, поскольку последнее не испускает запах для собственной выгоды.

Хитрые млекопитающие

Самки моли свой запах могут переносить на многие километры, в конечном итоге достигая рецепторов феромонов на антеннах самца. Когда она ударяет по воздушному карману, в котором находится химическое вещество, оно взлетает вверх и покачивается, пока не привлечет самца, следующего по химическому следу обратно к самке.

Ароматы также хорошо работают под водой. И у рыб, и ракообразных очень хорошо развито обоняние для их обнаружения.

Млекопитающие же имеют более сложную химию тела и сложный набор поведенческих реакций, что затрудняет оценку их реакции на феромоны.

Ученые обнаружили, что некоторые одомашненные виды, такие как свиньи, собаки, лошади, крысы и мыши, реагируют на запахи и феромоны. Сенсорные нейроны в глубине носа сигнализируют о том, что лимбическая система мозга (примитивная часть мозга, которая регулирует эмоции и память) действует.

Например, лабораторные мыши являются социальными существами и используют феромоны для выражения различной информации, в том числе о доминировании, через химические вещества, содержащиеся в их моче. Поскольку самцы становятся более влиятельными в своей группе, они выделяют больше мочевых белков, чтобы сигнализировать о своем статусе и, следовательно, своей привлекательности для самок.

«Флирт вони»

Некоторые ученые изучали феромоны и запаховые сигналы у диких животных, таких как кольчатохвостатые лемуры Мадагаскара.

Самцы этих приматов, обитающих на деревьях, втирают выделения из своих запястий и плечевых желез в хвосты, распространяя запах к самкам в процессе, известном как «флирт вони». Кристина Дрея и ее коллеги из Университета Дьюка обнаружили 122 различных соединения в выделениях лемура мужского пола.

«Мы удивлены тем, что запахи, выявленные в этом исследовании, приятны для людей», - говорит соавтор исследования Казушиге Тухара, биохимик из Токийского университета.

По словам Тухара, чтобы считываться феромонами другого пола, эти запахи должны воздействовать только на лемуров и увеличивать их шансы на спаривание. Если это так, то это будут первые половые феромоны, найденные у приматов.

Гормональное поведение

Гормоны действуют как ароматические сигналы. Ученые обнаружили, что мужчины считают аромат женщины более привлекательным во время овуляции и, следовательно, наиболее плодовитым. Это вероятно потому, что мужчины могут обнаружить циклические изменения в женских гормонах, такие как повышение уровня эстрогена.

Хорошо известный гормон тестостерон также заставляет многих животных мужского пола изменять свое поведение. Африканские слоны мужского пола проходят ежегодный месячный период роста тестостерона, сигнализируя о своей готовности бороться с другими самцами за господство над стадом.

Успокаивающие и следовые ароматы

Другие виды феромонов включают навигацию, кормление молодых представителей рода и даже сохранение спокойствия.

В поисках пищи некоторые виды муравьев оставляют «следовые феромоны». Это своего рода химический след "из крошек хлеба", чтобы направлять себя и друг друга к лучшим источникам пищи.

Новорожденные европейские кролики реагируют на феромон молочной железы матери, что позволяет им быстро найти соски для еды.

Домашние кошки имеют ароматические железы на своих лицах и будут оставлять этот запах на предметах, других животных и людях. Это поведение, называемое «овсянка», оказывает успокаивающее действие на вашего питомца.

А вы верите в то, что феромоны делают девушек более привлекательными?