2 скалистые планеты, на которых может быть атмосфера, обнаружены в 10,7 световых лет от Земли

Совершенно недавно астрономы обнаружили две экзопланеты, несколько более массивные, чем Земля, вращающиеся вокруг ближайшей к нам звезды. В отличие от многих других звезд, имеющих планетные системы, эта относительно неактивна. Именно поэтому она не испускает вспышки энергии, которые могут повредить жизненным процессам, существующим на ее планетах. Более подробно о новой находке в космосе поговорим далее.

Что говорит Сандра Джефферс

«Это лучшая звезда, расположенная в непосредственной близости от Солнца, благодаря которой мы можем понять, есть ли на ее планетах атмосфера и жизнь», - говорит Сандра Джефферс, астроном из Геттингенского университета в Германии, который возглавлял группу открытий. Результаты работы астрономов были опубликованы 25 июня в журнале Science 1.

Звезда, называемая GJ 887, находится чуть меньше 3,3 парсеков (10,7 световых лет) от Земли в созвездии Piscis Austrinus. Это самая яркая звезда, видимая с нашей планеты. Кстати, она является красным карликом.

Немного о красных карликах

Красные карлики меньше и холоднее Солнца, и у многих есть планеты, вращающиеся вокруг них. Но большинство из них очень активны, с магнитной энергией, испаряющей их поверхность и выпускающей потоки заряженных частиц в космос во время извержений, известных как звездные вспышки.

Многие известные планетные системы вращаются вокруг активных звезд, известных как красные карлики. К примеру, это Проксима Центавра, ближайшая к Солнцу звезда, и TRAPPIST-1, где есть семь миров размером с Землю. Астрономы говорят, что планеты в этих системах, возможно, не смогут поддерживать жизнь, потому что их звезды постоянно испускают мощное излучение.

Исследование ученых

Напротив, планеты в новой системе могли остаться относительно невредимыми. «Центральная звезда GJ 887 впечатляет, потому что она очень тихая, - говорит Джефферс. - Это исключительная система».

Ее команда использовала несколько методов для измерения активности GJ 887. Космический телескоп НАСА Transit Exoplanet Survey Satellite (TESS) наблюдал звезду в течение нескольких недель, как и группы астрономов-любителей, которые почти не видели мерцания небесного тела. Это говорит о том, что оно довольно стабильно. Исследователи также изучили спектроскопические особенности различных длин волн света звезды, с помощью которых пытались выяснить, были ли на ней вспышки энергии. По этому показателю GJ 887 тоже не активна.

«Но звезда не всегда была спокойной, - говорит Джеймс Давенпорт, астроном из Вашингтонского университета в Сиэтле. - Планеты вращались вокруг GJ 887 в течение миллиардов лет, и звезда могла быть более активной в молодости. GJ 887 сейчас, возможно, является тихим и уютным местом. Но, вероятно, ранее там были более опасные условия, когда формировались эти планеты».

«Если это так, то звезда могла выплеснуть достаточно энергетических вспышек, которые разрушили бы любые ранние атмосферы, образовавшиеся на планетах. То есть она могла обнажить их полностью до стерильных скал, - говорит Элиза Кемптон, астроном из университета Мэриленда в Колледж-Парке. - Мы просто не можем точно сказать, есть ли у них атмосфера. Астрономия еще не развилась до такого уровня».

Найденные планеты

Джефферс и ее коллеги обнаружили планеты, наблюдая за звездой каждую ночь в течение трех месяцев с помощью 3,6-метрового телескопа в Европейской южной обсерватории в Ла-Силла (Чили). Со временем движение звезды чуть-чуть пошатнулось, когда планета притянулась к ней из-за гравитации. «Мы искали сигналы от этой звезды в течение 20 лет, - говорит Джефферс. - Это была очень тяжелая работа».

Одна из найденных планет весит в 4,2 раза больше Земли и делает один оборот вокруг звезды за 9 дней. Другое небесное тело весит в 7,6 раз больше Земли и облетает GJ 887 полностью за 22 дня. Эти планеты расположены слишком близко к звезде, поэтому вряд ли на их поверхностях есть вода в жидком состоянии. Этот параметр астрономы используют, чтобы решить, пригодна ли планета для жизни.

«Но обе планеты, вероятно, каменистые, как Земля, и космический объект с 22-дневной орбитой мог бы иметь плотную атмосферу, - говорит Джефферс. - Колебание звезды также намекает на возможную третью планету, которая могла бы лежать дальше, чем две другие. Вероятно, она делает оборот вокруг звезды за 51 день и находится в обитаемой зоне GJ 887».

«Мы хотим еще раз показать, что почти у каждой звезды на небе, даже у многих маленьких, есть планеты, - говорит Давенпорт. - Когда мы изучаем очень близкие к нам звезды, подобные этой, у нас есть возможность по-настоящему охарактеризовать и понять системы».

Как вы считаете, ученые когда-нибудь найдут планету, похожую на нашу?