Нет, это не картинки! Это фотографии космоса, сделанные телескопом «Хаббл» спустя 30 лет после запуска

Ночное небо украшают мириады звезд. Глядя на них, понимаешь всю грандиозность и величие мироздания. Доберутся ли когда-нибудь земляне до какой-нибудь звездочки? Побывают ли в отдаленных уголках Вселенной? Эти замыслы кажутся фантастическими. Пока люди не могут преодолевать расстояния в десятки и сотни световых лет. Однако уже сейчас у нас есть техника, позволяющая увидеть, что творится в нашей Солнечной системе и за ее пределами.

Уникальный телескоп

Все мы привыкли к тому, что эти астрономические приборы устанавливаются на поверхности нашей планеты. К телескопу можно подойти и посмотреть в него на небесные светила. Немецкому ученому Герману Оберту почти 100 лет назад пришла в голову мысль запустить этот прибор на околоземную орбиту, чтобы расширить диапазон его возможностей.

Сотрудники НАСА решили воплотить эту идею в жизнь и начали строительство такого телескопа. Он был запущен на орбиту 24 апреля 1990 года. Назвали его в честь астронома и космолога Эдвина Хаббла. На создание телескопа было выделено 400 млн долларов, но вложить в проект пришлось более 6,5 миллиардов. Уже после запуска обнаружились некоторые дефекты в зеркалах, из-за чего фото, которые делал уникальный аппарат, были размытыми. Ошибку конструкторов исправляли прямо на орбите. Корректирующие устройства установили только в 1997 году. Обслуживали телескоп космические экспедиции, совершавшиеся на кораблях серии «Шаттл».

Достижения

За 30 лет работы телескоп «Хаббл» сделал более миллиона уникальных снимков космических объектов, удаленных от Земли на десятки и сотни световых лет. Это беспрецедентный случай в истории изучения Вселенной. Предлагаем вашему вниманию описание нескольких фотографий:

• «Столпы Творения» (главное фото). Эти вертикальные структуры находятся в туманности Орел, расположенной от нас на расстоянии 6 500 световых лет. Они представляют собой скопления межзвездной пыли и газа. Высота структур довольно внушительная – 5 световых лет. Предполагается, что «Столпы Творения» принимают участие в формировании новых звезд.
  • Четыре спутника Сатурна. «Хаббл» сделал множество четких снимков этой удивительной планеты, запечатлел ураганы и освещенные Солнцем кольца. Также ему удалось сфотографировать 4 луны (естественных спутника). Всего их у Сатурна 82! Среди них есть совсем крошечные. Их диаметр всего несколько километров. 53 луны имеют собственные имена. У 13 из них диаметр более 50 км. Самый крупный спутник Сатурна – Титан. Он примерно на 50 % больше нашей Луны. На его поверхности есть жидкость и атмосфера. «Хаббл» запечатлел 4 луны на фоне Сатурна. Такой снимок возможен только при определенном наклоне плоскости колец к углу нашего зрения. В этот период освещенный Солнцем спутник отбрасывает на поверхность планеты тень, которая скользит по газовому гиганту. Зрелище повторяется каждые 15 лет.
  • Соединение звезды и туманности. 21 августа 2015 года «Хаббл» сделал еще один впечатляющий снимок. На нем запечатлено слияние звезды Hen 2-427 (WR 124) и туманности M 1-67. Оба объекта расположены в созвездии Стрельца и находятся от нас на расстоянии 15 тысяч световых лет.
  • Экзопланета Super Earth K2-18B. До нее от Земли целых 111 световых лет. Расположена она сравнительно недалеко от красного карлика К2-18. Эта планета имеет в своей атмосфере воду. «Хаббл» сделал ее снимок в 2019 году. Экзопланета получает на 5 % больше солнечного света, чем Земля. Предполагается, что условия на ней благоприятны для возникновения жизни.
  • Фантомная туманность (IC 63). Она расположена от нас на расстоянии 550 световых лет. Эта туманность отражает свет (как от ближайшей звезды) и испускает водородное излучение, заставляя его рассеиваться.

«Обитель Бога»

«Хаббл» сделал один уникальный снимок, который многие считают раем небесным. Объект снят в 1994 году. Это сияющее пространство, масштабы которого поражают воображение. Площадь объекта составляет миллиарды километров. На фоне этого пространства Земля кажется мелкой горошиной. Некоторые специалисты говорят, что это космическая станция сверхцивилизации, своеобразная фабрика по созданию новых миров.

Другие открытия

Предлагаем вашему вниманию описание еще нескольких снимков:

1. Туманность Кошачий Глаз. Она образована умирающей звездой, напоминающей наше Солнце. В 2004 году телескоп запечатлел этот объект и открыл ученым, что слои звездного материала были выброшены с интервалами в 1500 световых лет, создав космическую структуру, подобную слоям лука.
  2. Спиральная галактика в созвездии Кита. Она является космическим близнецом нашего Млечного пути. Астрономы называют это образование морским чудовищем.
  3. Галактика Сомбреро. Находится в созвездии Девы. Расположена от Земли на расстоянии примерно 30 миллионов световых лет. Предполагается, что в ее центре есть огромная черная дыра, масса которой составляет миллиард масс нашего Солнца.
  4. «Небесные крылья». Так назвали уникальный снимок туманности Бабочка (NGC 6302), сделанный телескопом. То, что нам кажется крыльями, представляет собой газ, выпускаемый в космос умирающей звездой. От нас это в 4 тыс. световых лет. Астрономы предполагают, что температура туманности составляет 250 °C.

Мы рассказали лишь о некоторых снимках, сделанных легендарным телескопом. В НАСА планировали в 2021 году заменить его новым аппаратом. Однако из-за дороговизны проекта пока эта миссия отложена. Поэтому знаменитому «Хабблу» предстоит еще долго находиться на орбите и удивлять нас новыми снимками.

Как вы думаете, мы когда-нибудь найдем во Вселенной братьев по разуму?