Клетки-проводники, помогающие плоским червям возрождаться из 1/279 части своего тела, возможно, помогут и людям

Плоские черви обладают поистине удивительными талантами. Их способность к регенерации на протяжении 200 лет волновала ученых-биологов и была одной из самых интересных сфер в исследованиях. Не единожды величайшим умам человечества приходили мысли о том, может ли данная способность планарии быть использована представителями других видов. Ведь умение заново отращивать конечности и органы всего из 1/279 части тела определенно стало бы прорывом в биологии.

Необычные способности

Планарии, или плоские черви, уникальны. Если разрезать организм на две части, то в результате вы получите двух независимых представителей! А если разделить голову пополам, то на ее месте отрастет еще пара. Если оторвать у планарии глаз, то через некоторое время он появится снова. Части тела, по размерам равные 1/279 доли всего тела, способны к регенерации. Они с легкостью превратятся в абсолютно здоровых червей, если дать им немного времени.

Механизм регенерации

Согласно отчету, опубликованному в научной газете, ученым удалось глубже взглянуть на нервную систему необычных организмов, чтобы приблизиться к разгадке механизма их регенерации. Выяснилось, что особые клетки указывают нейронам путь от новоиспеченных частей тела (в данном случае речь шла о глазах) к мозгу, помогая им правильно соединиться.

Исследователи предполагают, что в нервной системе планарий сохраняется информация о путях, преодоленных нейронами ранее, что позволяет новым узкоспециализированным клеткам "брать след" и буквально следовать за предшественниками по пятам. Использование данной информации, полученной в ходе новейших экспериментов, когда-нибудь может помочь людям научиться регенерировать травмированные нейроны.

Работа исследователей

Ученый из института Уайтхеда Мария Лукила Ятаган впервые увидела эти клетки во время изучения одного из представителей плоских червей, обитающего в водах Южной Европы и Северной Африки. Во время нескольких экспериментов исследователь отметила, что у данных организмов есть ген, отвечающий за регенерацию.

Вместе со своими коллегами Мария пришла к выводу, что несколько включенных в данный процесс клеток располагаются на основных каналах, по которым нервные импульсы передаются из глаз в мозг. Когда орган был пересажен другому червю, новый глаз всегда начинал расти, стремясь достичь эти клетки. Впоследствии, следуя за ними, импульс связывался с мозгом. Без этих клеток нейрон не мог бы найти правильный путь, поэтому регенерация в таких масштабах была бы невозможна.

Подобный механизм действует при развитии эмбриона у многоклеточных. Но к тому моменту, как организм достигает зрелого возраста, клетки данного типа исчезают. А вот у плоских червей они, наоборот, остаются навсегда, позволяя отращивать новые части тела в нужных местах.

Использование в медицине

Результаты исследований могут быть использованы в медицинской науке. Конечно, человек не сможет отрастить новую голову, но исцеление повреждений спинного мозга и других серьезных травм станет реальным. Однако получение необходимых для регенерации клеток - только малая часть процесса. Ученые отмечают, что будет сложно убедиться в том, что трансплантированные нейроны поведут себя корректно и найдут правильный путь в организме.

Таким образом, необходимо провести больше исследований в данной области, а также понять, что процесс регенерации плоских червей будет отличаться от аналогичного механизма в человеческом организме, поэтому планарии необходимо считать не более чем примером.

Как вы считаете, нужна ли человеку способность к регенерации поврежденных конечностей?