Новые исследования не подтвердили предположения о массивности Вселенной

Исследуя данные, полученные с помощью телескопа VLT, ученые обнаружили в распределении галактик заметное несоответствие между наблюдательными данными и предсказаниями теоретической модели. Построенная по результатам наблюдений карта, охватывающая область неба размером около 1000 квадратных градусов, показывает, что скопления галактик распределены в пространстве более однородно, чем предполагалось до сих пор.

Новая проблема в астрофизике и космологии

Новое исследование, проводившееся в рамках проекта KiDS (Kilo-Degree Survey – «Тысячеградусный обзор») базируется на анализе эффектов гравитационного линзирования. Суть этого явления состоит в искривлении траектории световых лучей от удаленного источника массивными объектами, расположенными между ним и наблюдателем. Анализируя характер искажений, ученые могут судить о расположении далекого источника света.

Изучаемая область размером в тысячу квадратных градусов занимает около 5 процентов неба. На этом участке было исследовано распределение 21 миллиона далеких галактик, отстоящих от нас на расстояния до 10 миллиардов световых лет.

Оказалось, что вариации плотности крупномасштабных сгущений, образуемых галактиками и их скоплениями, приблизительно на 10 процентов ниже, чем предсказывали теоретические расчеты, сделанные на основе изучения неоднородностей в микроволновом реликтовом излучении. Портрет Вселенной, который астрофизики смогли увидеть благодаря обзору KiDS, оказался значительно более «гладким», чем ожидалось.

Если новые результаты подтвердятся, обнаруженное несоответствие станет еще одним указанием на пробелы в современном понимании физики космоса на больших масштабах, описывающей образование и развитие Вселенной. Другая проблема – существенные расхождения в оценках величины постоянной Хаббла (а, следовательно, и скорости космологического расширения), проведенных разными методами.

Пока неясно, как повлияют новые результаты на судьбу стандартной модели в космологической науке: потребуют ли внесения определенных поправок или приведут к серьезному пересмотру теории. В ближайшие два года исследователи из проекта KiDS планируют расширить и уточнить карту. Только после этой работы можно будет всерьез думать о теоретической интерпретации полученных результатов.

А вам интересны новости космологии?