Гигантская вспышка, пронесшаяся мимо Марса, выпущена нейтронной звездой в галактике на расстоянии 11,4 млн световых лет от Земли

Гигантская вспышка, пронесшаяся через Солнечную систему в апреле прошлого года, побудила ученых начать новые исследования дальнего космоса, чтобы раскрыть происхождение высокоэнергетического взрыва. Их исследования завершились. Тайна раскрыта.

Виноват магнетар

Группа исследователей под эгидой Университета Йоханнесбурга обнаружила, что вспышка, получившая название GRB 200415A, выпущена магнетаром — нейтронной звездой с сильным магнитным полем, расположенной в спиральной галактике на расстоянии 11,4 млн световых лет.

Когда массивные звезды умирают, они взрываются. Все, что остается после этого, это очень маленькая компактная звезда, которая называется нейтронной. Она настолько плотная, что ложка грунта с нее весила бы тонны на нашей планете.

Неуловимый гость пролетел мимо Марса в ранние часы 15 апреля. Вспышка была замечена рядом спутников, а также Международной космической станцией, что побудило ученых начать поиск источника за пределами Млечного Пути. Он привел к далекой галактике NGC 253.

Космические феномены

Взрыв длился всего 140 миллисекунд, но благодаря современным орбитальным приборам удалось захватить больше данных, чем от предыдущей вспышки, обнаруженной 13 лет назад.

GRB 200415A был обнаружен спутниками в 4:42 утра по восточному времени 15 апреля и стал первой известной гигантской вспышкой, зафиксированной с 2008 года гамма-телескопом НАСА «Ферми».

Недавний взрыв был обнаружен тоже «Ферми», а также спутниками миссии Swift, Mars Odyssey и Wind и интегральным спутником Европейского космического агентства.

Красота Вселенной

Гамма-всплески (GRB) – это самые яркие и энергичные события во Вселенной.

Их можно обнаружить только тогда, когда лучи направлены прямо на Землю.

Большинство из них проходят на расстоянии в несколько миллиардов световых лет и могут длиться от нескольких миллисекунд до нескольких часов, если наблюдать их с поверхности нашей планеты.

Ученые уже давно знают, что сверхновые звезды извергают длинные GRB, которые представляют собой всплески длиной более двух секунд. Земля освещается мягкими короткими гамма-всплесками почти каждый день. Но иногда гигантская вспышка, подобная GRB 200415A, прибывает в нашу галактику, затмевая наше Солнце.

Наша галактика полна этих звезд

В 2017 году команда ученых определила, что две нейтронные звезды, спирально переходящие друг в друга, также могут испускать короткие GRB.

Взрыв 2017 года произошел на безопасном расстоянии в 130 миллионов световых лет от Земли.

Профессор Соебур Раззак из Йоханнесбургского университета сказал: «В Млечном Пути есть десятки тысяч нейтронных звезд. Из них только 30 являются магнетарами. Магнитное поле магнетаров в тысячу раз сильнее, чем у обычных нейтронных звезд».

Как говорит профессор, большинство магнетаров время от времени излучают рентгеновские лучи. Но до сих пор было известно только о нескольких магнетарах, которые производили гигантские вспышки. Самая яркая из них была зафиксирована в 2004 году. Тогда ученые обнаружили вспышку света настолько мощную, что она отразилась от Луны и осветила верхние слои атмосферы Земли. Эта вспышка была ярче всего, что когда-либо наблюдалось за пределами нашей Солнечной системы. Длилась она более одной десятой секунды. Теперь пожаловал новый гость из света - GRB 200415A. Вспышка прибыла в нашу Солнечную систему в 2020 году.

Будем ждать следующую вспышку

«Если следующая гигантская вспышка GRB произойдет ближе к нашей родной галактике Млечный Путь, мощный радиотелескоп на земле, такой как MeerKAT в Южной Африке, возможно, сможет ее обнаружить», - говорит Раззак.

Ученые считают, что вспышка, которую можно было бы зафиксировать с поверхности нашей планеты, была бы прекрасной возможностью для изучения взаимосвязи между гамма-излучением очень высокой энергии и излучением радиоволн при втором взрыве. Это дало бы больше информации о том, что работает, а что не работает в нашей модели.

Взрывы GRB могут нарушить прием мобильных телефонов на Земле, но они также могут быть посланниками из очень ранней истории Вселенной.

Как вы думаете, вспышки во Вселенной могут нам навредить?