Уникальная планета обнаружена в 212 световых годах от Земли: она размером с Юпитер, но легче

Недавно астрономами была обнаружена уникальная планета размером с Юпитер. Объект, получивший название WASP-107b, считается минимально плотной из когда-либо обнаруженных экзопланет, за что получил прозвище «суперзатяжной» или «сахарной ваты». Исследователи говорят, что полученные данные имеют большое значение для наших представлений о том, как формируются и растут планеты-гиганты. Более подробно о новом открытии ученых поговорим далее.

Характеристика экзопланеты

WASP-107b находится в созвездии Девы, в 212 световых годах от Земли. По оценкам, планета более чем в 16 раз ближе к своей звезде WASP-107, чем Земля к Солнцу. Применяя результаты наблюдений, реализованных обсерваторией Кека на Гавайях, изыскатели из Монреальского института установили ее параметры и плотность.

Их результаты показывают, что WASP-107b примерно того же размера, что и Юпитер, но примерно на 1/10 тяжелее. По мнению исследователей, эта слишком низкая плотность говорит о том, что у планеты должно быть твердое ядро, которое не более чем в 4 раза больше массы Земли. Это указывает на то, что около 85 % ее массы находится в толстом пласте газа, покрывающем ядро.

Что говорит Кэролайн Пиаулет

Кэролайн Пиаулет, аспирант Монреальского университета и ведущий автор исследования, сказала: «У нас было много вопросов насчет WASP-107b. Как могла сформоваться планета с такой маленькой плотностью? И как она оберегает внушительный пласт газа от утечки, пребывая так близко к собственной звезде? Мы провели детальный анализ, чтобы отследить историю образования объекта».

Теории Ив Ли

Большинство газовых планет-гигантов, таких как Юпитер и Сатурн, имеют твердое ядро, которое примерно в 10 раз тяжелее Земли. Тем не менее WASP-107b имеет менее тяжелое ядро, что заставляет исследователей задаться вопросом о том, как планета смогла пересечь критическую границу, требуемую для формования и сберегания газовой оболочки.

У профессора Ив Ли, всемирно известного эксперта по суперпаффовым планетам, есть несколько теорий. «Для WASP-107b самым правдивым сценарием является то, что объект образовался далеко от звезды, где газ в диске настолько холодный, что газовая аккреция происходила весьма быстро, – заявила она. – Позднее планета, вероятно, переместилась в свое нынешнее положение либо при помощи контакта с диском, либо взаимодействуя с иными планетами в системе».

Подробности

Удивительно, но предыдущие данные космического корабля НАСА «Хаббл» предполагают, что WASP-107b содержит очень мало метана. Г-жа Пиаулет сказала: «Это странно, потому что для этого типа планет метана должно быть много. Сейчас мы повторно анализируем наблюдения «Хаббла» с новым весом планеты, чтобы понять, как это будет воздействовать на результаты. Также мы хотим исследовать, какие механизмы объясняют распад метана». Наблюдения также показали, что не только WASP-107b крутится возле звезды WASP-107 – к ней присоединяется еще одна планета под названием WASP-107c.

WASP-107c имеет массу около 1/3 веса Юпитера и расположена намного дальше от своей звезды, чем WASP-107b, так как на полный оборот по орбите уходит 3 года, а не всего 5-7 дней. Кстати, эксцентриситет этого второго объекта высок, а это означает, что его траектория не круговая, а овальная. Г-жа Пиаулет пояснила: «WASP-107c сберегла в своей памяти данные о том, что в ее системе происходило. Ее крупный эксцентриситет указывает на весьма хаотическое прошлое, когда взаимодействие между планетами могло привести к существенным смещениям, таким как ориентировочное для WASP-107b».

Команда надеется, что результаты прольют свет на различные механизмы формования планет во Вселенной. Г-жа Пиаулет добавила: «Экзопланеты, идентичные WASP-107b, в нашей Солнечной системе аналогов не имеют. Они помогают нам лучше изучить механизмы создания планет в целом и появляющееся в итоге разнообразие экзопланет. Именно поэтому мы и хотим их исследовать как можно тщательнее».

А вы интересуетесь новыми открытиями астрономов?