Жизнь на Венере вновь объявлена невозможной: ученые считают, что наличие фосфина в атмосфере планеты было ложным

На Венере могла быть жизнь, если бы в ее атмосфере содержался фосфин. Обнадеживающие данные относительно наличия данного газа в облаках планеты были получены ранее. Но теперь новейшее исследование опровергло прежде полученное заключение. Как выяснилось, фосфин был спутан с другим газом.

Надежда на жизнь

В 2020 году ученые заявили об обнаружении фосфина в атмосфере Венеры, причем в больших количествах. Открытие сделали специалисты, обслуживающие гавайский телескоп Джеймса Клерка Максвелла. Данная аппаратура предназначена для наблюдения за Венерой с длиной волны в 1 мм. Высокое разрешение оборудования дало возможность увидеть химический состав.

Последние научные данные свидетельствуют о том, что фосфин образуется при биологических процессах, которые также указывают на возможность наличия неких микробных форм жизни на Венере. Исходя из этого, исследователи стали делать поспешные выводы, полагая, что данная планета могла быть местом обитания определенных форм инопланетной жизни.

Опровержение данных о фосфине

Новые исследования ставят под сомнение наличие фосфина на Венере, что не подтверждает возможность существования на ней даже простейших живых организмов. Специалисты Вашингтонского университета разработали модель планеты, которая отражает возможные условия для жизни. Это позволило пересмотреть данные наблюдений радиотелескопа, представленные ранее.

Согласно данным исследования, гавайский телескоп мог зафиксировать диоксид серы, но не фосфин. Двуокись серы формируется в процессе сжигания минеральных руд. Подобное может происходить, к примеру, внутри вулкана. Однако к возможностям существования жизни наличие данного материала никакого отношения не имеет.

Моделирование условий на планете

Ученые из Вашингтона создали свою модель, основываясь на данных из десятилетних наблюдений за Венерой. После этого они применили полученные данные для сравнения сигналов, которые исходят от фосфина и диоксида серы. В итоге было обнаружено, что сигналы скорее указывают на диоксид серы.

Профессор астрономии из Вашингтонского университета Виктория Медоуз отмечает, что в облаках Венеры вместо фосфина была обнаружена двуокись серы. В атмосфере данной планеты это третье по распространенности химическое соединение, но она не считается условием, указывающим на признаки наличия жизни.

Новое исследование также утверждает, что предыдущие научные сведения концентрировались на слишком высоком уровне атмосферы, где фосфин мгновенно мог разрушиться.

Медоуз сказала, что в мезосфере фосфин более хрупок, чем это же соединение в облаках планеты. Если бы получаемые сигналы исходили от фосфина в мезосфере, то для фиксации его силы и учета субсекундного времени жизни вещества на такой высоте речь бы шла о доставке фосфина в мезосферу на скорости, в 100 раз превышающей движение кислорода, который поступает в атмосферу Земли в результате фотосинтеза.

Новое исследование изменило представления ученых о содержании диоксида серы в облаках Венеры.

Однако ученые также подчеркивают, что атмосфера Венеры достаточно сложна и богата различными веществами и химическими соединениями. Мелкие газы в небольших количествах могут давать представление о самых разных качествах планеты. И это говорит о том, что Венера с ее атмосферой требует дальнейших изучений для полного понимания тех же возможностей жизни.

А вы верите в существование внеземной жизни?