Коронавирус не последний: эксперты все чаще говорят об угрозе новой пандемии

Эпидемия коронавируса изменила жизнь людей на всей планете. Массовая заболеваемость и противоэпидемиологические мероприятия сильно повлияли на экономическую ситуацию в большинстве стран планеты. Но стоит ли расслабляться? Возможно, дальше будет еще страшнее.

К чему готовиться

Буквально несколько десятилетий назад практически никто не мог подумать, что рассказы фантастов и смелые заявления ряда ученых могут стать явью. Вспомните творение астрофизика Карла Сагана «Мир, полный демонов: Наука как свеча во тьме».

Действительно, полностью от разработки ядерного оружия никто не отказался. На планете не закончились войны, пусть они локальные и полномасштабные, но они есть. Мы оказались перед двумя главными проблемами современного человека:

• невозможность победить COVID-19;
  • огромные проблемы с изменениями климата.

Естественно, все проблемы получится решить рано или поздно, но как изменится мир после этого – никто не знает. Ученые предупреждают, что если никакого положительного влияния на климатические изменения в ближайшем будущем не будет, то жителей планеты ожидают новые пандемии.

Пандемический потенциал планеты

Увы, но огромное количество углекислого газа на планете неминуемо ведет к глобальному потеплению. Мы уже сейчас видим, что в одних регионах постоянные подтопления, в других точках засуха и невыносимая жара. Но, ученые говорят, что это только начало. Помимо массовой миграции людей и животных на фоне экстремального повышения температур, придется столкнуться с ранее неизвестными вирусами и болезнями. КОВИД-19 – это только начало.

Люди, несмотря на постоянные предупреждения экспертов, по-прежнему вторгаются в среду, где обитают дикие животные, разрушают экосистему планеты. А это настоящий риск открыть ящик Пандоры. Самое страшное, о чем предупреждают ученые, – появление множества новых зоонозных инфекций, то есть передающихся от животных человеку. То есть вирусы, появившиеся в результате эволюции, являются самыми опасными, речь идет о вирусах Нипах и оспы.

Вирус Нипах

Впервые эту инфекцию обнаружили в 1998 году в Малайзии. Не так давно, вирус нашли в Индии, где был зафиксирован первый случай смерти. Сейчас смертность от этой инфекции составляет 50 %.

Нипах – вирус, сравнимый с парагриппом человека. В естественной среде им страдают летучие мыши, которые проживают на юго-востоке и юге Азии. Но у животных заболевание проходит практически незаметно, то есть носит субклинический характер. Вирус выходит вместе с мочой, поэтому легко оказывается на фруктах.

Ученые опасаются, что со временем он будет все больше и больше мутировать. Люди, заразившись Нипах, чаще всего умирают от энцефалита. Основной способ передачи вируса между летучими мышами и человеком – через фрукты и соки из них.

Оспа обезьян

Вирус оспы у людей полностью был побежден в 1980 году, но в дикой природе он остался. В последнее время начали появляться сообщения из Западной и Центральной Африки об инфицировании людей оспой, которой они заразились от обезьян. Чаще всего идет речь о регионах, расположенных близ тропических лесов.

Болезнь протекает легче, чем это было ранее у людей, а смертность равна 10 %. Встречается уже у белок и других тропических жителей. За 2021 год было зафиксировано больше 8800 случаев заражения от обезьян оспой в Африке. Уже есть информация, что болезнь попала в Нигерию.

Что делать?

Ученые оптимистичны, они не думают, что есть вероятность наступления пандемии вируса Нипах или оспы обезьян. Тем не менее, если не отслеживать ситуацию с вирусами, мы с каждым годом будем становиться только более уязвимыми. Надо на постоянной основе отслеживать вспышки заболеваемости, спровоцированные новыми инфекциями. Уже сейчас готовить вакцины к уже известным вирусам. Ведь борьба с вирусами на планете длится со дня ее сотворения. Очень хочется верить, что человек все же победит в этой борьбе.

Как вы думаете, когда люди смогут полностью победить КОВИД-19?