Остатки планет с корой, похожей на земную и мирсианскую, найдены в атмосферах близлежащих белых карликов, сгоревших 10 млрд лет назад

Британские ученые на практике подтвердили теорию, что в будущем наше Солнце трансформируется в белого карлика, попутно поглотив близлежащие каменистые планеты. Эти выводы сделаны на основе найденных в атмосферах близлежащих звезд остатков планет с корой, похожей на земную и марсианскую.

Наглядное будущее Солнечной системы

Что происходит с планетами, когда они умирают в результате взрыва сверхновой звезды или в пламени красного гиганта? Космических "трупов" может и не быть, но есть "кости" там, где их меньше всего ожидаешь найти.

Британские астрономы в атмосфере 4 белых карликов, которым более 10 миллиардов лет, обнаружили древние планетные реликвии в виде элементов земного типа. Это 60 гигатонн лития, 3 тысячи гигатонн калия и 300 тысяч гигатонн каменной пыли.

Учеными также обнаружены кальций и натрий, которые не могли образоваться в недрах звезды. Ученые подозревают, что это остатки планет, которые когда-то вращались вокруг звезд на ранних этапах жизни Вселенной и впоследствии были поглощены во время трансформации в красных гигантов.

Наша планета не уникальна

Открытие свидетельствует о том, что вокруг первых звезд уже образовывались каменистые планеты, что дает пищу для размышлений. Новый спектрографический метод, примененный астрономами Университета Уорика под руководством Марка Холланда, позволяет находить следы экзопланет, которые существовали миллиарды лет назад и впоследствии были разрушены. Даже взрыв сверхновой звезды не стирает существование прежней планетной системы.

"Белые карлики, которые растворяют в себе обломки разрушенных космическими приливными силами астероидов и планет, дают возможность изучить основной состав фрагментов поглощенных экзопланет", - говорится в исследовании, недавно опубликованном в журнале Earth and Planetary Astrophysics.

Мнение ученых

Холланд и его коллеги обнаружили, что элементы разрушенных планет, оказавшихся на белых карликах, можно идентифицировать по спектрам, которые они излучают. Хотя свет и тепло белого карлика мешают спектральной идентификации, такие элементы, как литий и кальций, могут проявить себя даже в раскаленной атмосфере звезды. Ученые также научились выявлять следы калия. Он является очевидным признаком того, что белый карлик поглотил некие крупные каменистые объекты.

"Используемый нами метод позволил установить наличие элементов, наблюдаемых в Солнечной системе. Напрашивается вывод, что образование каменистых планет - это распространенное явление во Вселенной", - написал Марк Холланд.

Неопровержимые доказательства

"Относительное содержание лития и калия по сравнению с натрием и кальцием убедительно свидетельствует о том, что все четыре белых карлика, исследованные нашей командой, имеют сросшиеся фрагменты планетарной коры, - сказал Холланд. - Мы обнаружили избыток инфракрасного излучения в одной из систем, указывающий на то, что аккреция от околозвездного вещества все еще продолжается".

Мертвые объекты в космосе могут рассказать нам о том, какой была Вселенная миллиарды лет назад. Как выяснили Холланд и его команда, они также могут дать нам шанс "заглянуть" на далекие экзопланеты, которые существовали в прошлом.

Эволюция неизбежна

Наше Солнце недостаточно велико, чтобы его "жизнь" закончилась взрывом сверхновой звезды. Примерно через 5 миллиардов лет светило охватит агония, и оно превратится в расширяющийся красный гигант, который поглотит Меркурий, Венеру и Землю.

Возможно, участь Марса будет не такой печальной, и солнечные языки пламени не достанут до застывшей холодной планеты. Жар звезды растопит ледяные просторы, и на какое-то время объект превратится в фешенебельный курорт для остатков человечества.

Но останется ли что-нибудь от Земли? Возможно, третью от Солнца планету разорвет на части и поглотит утроба родного светила. В этом случае она станет частью звезды, пополнив ее состав литием, калием, натрием, кальцием и прочими элементами. А возможно, когда красный гигант сдуется до белого карлика, шар все еще будет плыть по орбите, но раскаленный добела.

А какова, по-вашему, будет участь Земли?