Ученые отследили момент в истории, когда человек начал ходить прямо, анализируя руки гоминина Арди

Известно, что предки современных людей, жившие 4,4 млн лет назад, хорошо приспособились к жизни на ветвях деревьев. Чтобы установить момент в истории, когда человек начал ходить прямо, ученые сравнили кости рук Арди, представителя древнего родственника человека вида Ardipithecus ramidus, с конечностями нынешних приматов и иных вымерших пращуров людей.

Исследование показало, что образцы идентичны обезьяньим по строению и больше подходят для передвижения на костяшках пальцев и жизни на деревьях, чем для ходьбы на двух ногах. Также ученые отследили эволюционный путь от последнего общего предка людей, шимпанзе и бонобо, до современного человека.

Долгие споры ученых

Считается, что похожие на конечности шимпанзе руки арди идентичны рукам древних приматов, живших 7 млн лет назад. Позднее арди разделился на две линии: одна создала людей, а другая - шимпанзе и бонобо. Поскольку никаких окаменелостей этого общего предка не было обнаружено, то, как именно он выглядел и как жил, остается предметом споров.

Ученые долго пытались прояснить этот вопрос: одни говорили, что это обезьяна, а другие заявляли, что Арди просто похож на обезьяну или шимпанзе. Исследование Техасского университета A&M показало, что последнее наиболее вероятно.

Новое исследование

Ученые утверждают, что руки Арди имели «морфометрическое сходство» с конечностями человекообразных обезьян и черты лица, похожие на морды шимпанзе и бонобо. Явно нечеловеческие руки Арди были приспособлены для ходьбы на костяшках пальцев, а не на двух ногах, говорят они. Однако анализ знаменитого скелета Люси, представителя вида Australopithecus afarensis и потомка Арди, жившего около 3 млн лет назад, показывает изменение строения руки.

Люси хорошо сохранилась, и с момента ее обнаружения в 1970-х годах эксперты собрали воедино небольшие объемы информации об эволюции человека. Крошечные кости руки Люси отличаются по форме от рук Арди и имеют сходство с конечностями иных групп гомининов. «В целом морфология руки Au. afarensis согласуется со способностью использовать человеческие прецизионные захваты, но она могла ограничить умение Люси изготавливать передовые каменные инструменты», - пишут исследователи в своей статье, опубликованной в Science Advances.

Что говорят исследователи

Изыскатели заявили, что Арди и Люси «падают по эволюционной траектории», и физиологическая разница между Люси и ее предком является ключом к пониманию того, когда гоминины начали ходить прямо. Доктор Томас Пранг, ведущий автор исследования, говорит, что примерно за 1 млн лет между Арди и Люси произошел «большой эволюционный скачок». По его словам, в этот период у гомининов появились приспособления, которые сделали их более похожими на людей и позволили им ходить прямо. В эту эпоху гоминины впервые начали изготавливать и использовать каменные орудия труда.

Доктор Пранг ранее проводил аналогичное исследование ног Арди и определил, что этот вид, вероятно, и ходил на костяшках пальцев, и раскачивался на деревьях, как сегодня шимпанзе. Но это открытие было оспорено, поскольку другие исследования показали, что Арди, возможно, умел ходить прямо.

Однако принято считать, что Люси ходила на двух ногах из-за формы и строения ее таза. Доктор Пранг считает, что эволюция рук и ног ранних гомининов, вероятно, происходила в тандеме. Это загадочное окно в 1 млн лет также привело к тому, что гоминины потеряли хватательный большой палец ноги, что является еще одним признаком того, что наши предки бросили жизнь на деревьях и посвятили себя 2-ногому наземному существованию.

А вы интересуетесь новыми исследованиями ученых?