Ученые "научили" шпинат отправлять электронные письма. Это поможет в сельском хозяйстве и мониторинге климата

Отправлять электронные письма может даже шпинат, как бы фантастично это ни звучало. О такой способности растений позаботились ученые, применившие инновационные нанотехнологии. Как предполагается, разработка найдет применение в сельском хозяйстве, сфере мониторинга климатических условий и не только.

Растительная нанобионика

Все началось с того, что группа инженеров Массачусетского технологического института в США поставила задачу обнаружения взрывчатых материалов под землей. Растения, и в частности шпинат, использовались как средство идентификации. Как только корневая система вступает в контакт с определенным набором веществ, которые могут перемещаться грунтовыми водами, растение тут же излучает характерный сигнал.

Ученые называют эту технологию растительной нанобионикой. Шпинат может не просто выявлять наличие нитроароматических соединений, которые скажут, например, о присутствии наземных мин, но и «сообщать» об этом посредством сигнала, излучаемого через углеродные нанотрубки в листьях. Данный сигнал также фиксирует инфракрасная камера, отправляющая электронное послание в центр обработки информации.

Практическая польза

Обнаружение взрывчатых веществ – лишь одно из узких применений, которое на данном этапе скорее носит экспериментальный характер.

Ученые рассматривают растения в качестве химических аналитиков, способных обнаруживать изменения в почве и окружающих условиях с широким спектром параметров. В сельском хозяйстве технология растительной нанобионики поможет гораздо раньше узнавать о засухе по разным признакам. Огромный исследовательский потенциал открывается для мониторинга климата и экологических изменений, в чем помогут специальные датчики загрязнителей.

Кроме того, ученые обнаружили, что превращение шпината в углеродные нанолисты создает в некотором роде катализатор, пригодный к использованию в металл-воздушных батареях и топливных элементах.

А как, на ваш взгляд, еще можно использовать данную разработку?