Ученые предположили: грибок, которому 635 млн лет, возможно, помог спасти планету, исключив ее замерзание

Ученые открыли древний грибок, который мог оказать влияние на судьбу живого мира на планете. Ему 635 миллионов лет и, как предполагается, он спас Землю в период замерзания. Но не только в этом заключается уникальность данного грибка.

Переходный этап

Речь вполне может идти о старейшей окаменелости Земли, которую человек обнаружил. Если это подтвердится, то вполне может быть верной теория о том, что гриб мог спасти планету от замерзания.

Дело в том, что порядка 650 миллионов лет назад мир был совсем другим, нежели сегодня. Состояние планеты отличалось не только конфигурацией расположения континентов. Во-первых, жизнь была главным образом сосредоточена в Мировом океане, а во-вторых, сама Земля пребывала в замороженном состоянии с минимальной активностью живых организмов.

И это не был тонкий слой или группа движущихся ледников. Океаны находились под толстым ледяным панцирем без доступа к солнцу. Об этом свидетельствуют материалы геологических исследований. Например, подтверждено присутствие массивных ледников вокруг экватора. И если в этих зонах царила мерзлота, то в других регионах ситуация не могла быть иной.

Но настал период, когда был запущен процесс таяния больших льдов.

Избавление от ледяного панциря

До сих пор ученые не могут точно определить причины, по которым начался процесс оттаивания Земли. Это даже менее известно, чем причины ее замерзания. Но очевидно, что начавшийся этап потепления привел к расцвету жизни на планете. Собственно, тогда впервые жизнь перешла на сушу. Прежде некоторые ученые полагали, что грибы оказались последними из живых существ, которые заселяли новую оттаявшую среду обитания. Однако доказать эту версию было невозможно.

Окаменелости как источник информации

О древней жизни на Земле исследователи в немалой степени узнают из окаменелостей. В случае с грибами проблема подобных находок и открытий заключается в том, что их мягкие ткани редко оставляют окаменелости. Поэтому осложняется процесс изучения их древних видов.

В данном же случае ученым посчастливилось сделать редкое открытие. Международная группа специалистов обнаружила окаменелость гриба в породе, датируемой 635 миллионами лет назад.

Подобные ископаемые находились и прежде. Но лишь за последние два года изучений у исследователей полностью изменилось представление о грибах и их жизни на Земле.

Так, в 2019 году ученым удалось в Канаде обнаружить окаменелости, похожие на гриб. Микроскопическое ископаемое было найдено в устье реки с датировкой 1 миллиард лет назад. Данное открытие поставило эволюцию грибов на более высокий порядок, чем у растений. Важное открытие было сделано и в 2020 году, когда ученым довелось иметь дело с другими микроскопическими окаменелостями грибов, принадлежащих к периоду от 715 до 810 млн лет назад. Для понимания того, насколько ценна эта древность, можно вспомнить, например, что первые динозавры появились около 230 млн лет назад.

Ранняя эволюция

И вот, новое открытие еще одной окаменелости гриба возрастом 635 млн лет может стать своего рода недостающим звеном, которое ученые искали очень долго. Как считают исследователи, этот гриб поможет понять процесс изменений палеоклимата и эволюции жизни на ранних этапах.

Что же данная находка значит в картине научного представления древней эволюции на Земле? Она говорит о том, что грибы существовали в один из важнейших периодов в судьбе планеты. В период своей жизни этот гриб мог выполнять много ответственных задач, в том числе расщепление минералов и органических веществ.

Он и сегодня играет важную роль, обеспечивая рециркуляцию питательных веществ в экосистему. То же самое грибы могли сделать и 635 млн лет назад, открыв путь для переселения животных и растений.

А что вас больше всего удивило в этой находке?