Разгадана загадка: за счет чего матка живет на 500% дольше рабочих муравьев

После смерти матки в колонии индийских прыгающих муравьев начинается настоящая война за «трон». Члены колонии дерутся друг с другом за право занять место умершей королевы. Победителю достаются не только «королевские» блага. Такой муравей еще и на 500% увеличивает продолжительность своей жизни.

Инсулин в организме матки

Ученые давно хотели выяснить, как происходит так, что матка индийских муравьев живет намного дольше других своих сородичей. И не так давно биологи нашли ответ на этот вопрос. Дело оказалось в белке под названием Imp-L2. В организме сделавшегося маткой индийского муравья резко увеличивается выработка инсулина. Это необходимо для того, чтобы королева могла потреблять огромное количество предлагаемой ей пищи. Ведь лишь хорошее питание может дать матке силы откладывать много яиц. Инсулин же в свою очередь запускает в организме матки процессы старения. То есть, по идее, став маткой, муравей должен начать стареть быстрее.

Однако на самом деле в муравьиной колонии в природе все происходит с точностью до наоборот. Обычные особи индийских муравьев живут около 8 месяцев. Матка же в муравейнике может выполнять свои обязанности до 3 лет и 3 месяцев.

Если же королеву поместить в другой муравейник, она опять превратится в обычного рабочего муравья. Продолжительностью жизни у нее при этом снизится.

Эксперимент ученых

Чтобы понять, почему матки-заместительницы, принявшие на себя эту функцию после смерти королевы, живут дольше, ученые взяли образцы тканей:

• обычных муравьев;
  • маток-заместительниц;
  • маток, снова ставших рабочими муравьями в другом муравейнике.

Образцы биологи брали из разных частей тела муравьев — мозга, яичников, жировой прослойки и пр. Далее ученые выяснили, какие белки находятся в этих образцах.

Омолаживающий белок

В результате ученые выяснили, что в организме маток начинает вырабатываться много не только инсулина, но и жира, а также вителлогенина — предшественника яичного желтка. Часть этих ресурсов в организме матки транспортируется в яичники для поддержания яйцекладки. Другая же часть используется для выработки уникального феромона. После смерти матки именно из-за отсутствия этого феромона в муравейнике начинается борьба за власть.

Яичники матки, как удалось выяснить ученым, сильно развиваются из-за инсулина. В последующем в организме матки они начинают вырабатывать особый белок — Imp-L2. Этот белок блокирует негативное действие инсулина в отношении быстрого старения организма матки. Также белок, попадая в жировую ткань, становится для насекомого настоящим антивозрастным щитом.

По словам ученых, в ближайшее время они планируют дополнительно изучить действие белка Imp-L2, блокирующего инсулин, на других насекомых, включая плодовых мушек. В последующем такие эксперименты будут ставиться и на млекопитающих. Ученые считают, что с некоторой долей вероятности Imp-L2 может оказывать омолаживающее действие и на животных, а также человека.

Как вы думаете, смогут ли ученые когда-нибудь найти эффективное омолаживающее средство для человека?