Новый законопроект, разработанный Минтрансом, предполагает ввести ограничения на сумму компенсации за поездку, число поездок и повысить требования к автомобилю. Водителям запретят зарабатывать на попутчиках, используя существующие сервисы карпулинга. Как отразятся изменения на дальнейшем развитии этого вида перевозок?
Вместо легкового автомобиля – автобус
Основная идея законопроекта – водитель, набирающий попутчиков при помощи специализированных сервисов, не должен получать прибыль, а компенсировать исключительно часть расходов, потраченных на поездку. Пассажир получает при этом значительную выгоду, а водитель – только компенсацию затрат. Низкая стоимость перевозки позволит успешно конкурировать с зарегистрированными пассажирскими перевозчиками.
При сложившихся условиях карпулинга и отсутствии контроля сегодня на этом рынке появилось много нелегальных перевозчиков. Допустим, человек договорился о поездке на легковом автомобиле, а за ним приехал автобус на 40 мест, который к тому же может быть без техосмотра, тахографа, да и водитель без предрейсового медицинского освидетельствования. В случае аварии пассажиры не смогут получить страховку.
Но дело не только в нелегальных перевозчиках. Количество аварий с пассажирами, которые были набраны при помощи сервиса карпулинга, неуклонно растет. Часто причиной этого становится нахождение водителя за рулем длительное время, отсутствие достаточного опыта вождения.
Цели нового законопроекта
Повысить безопасность поездок с попутчиками, исключить незарегистрированных перевозчиков, ищущих всевозможные лазейки получения незаконной прибыли. Для этого предлагается ограничить размер компенсации, получаемой владельцем автомобиля, используемого для поездок с попутчиками. Такого рода поездки станут невыгодными для незарегистрированных перевозчиков.
Стоимость поездки будет состоять из средних показателей расходов на топливо, смазочные материалы, цены проезда по платным трассам (километраж * тариф). Эта расчетная величина делится на количество пассажиров, что позволяет определить цену поездки одного попутчика. Владелец автомобиля в результате поездки получает только то, что потратил на техническое обеспечение.
В законопроекте содержатся ограничения количества поездок на 1 автомобиль. Они будут зависеть от протяженности поездки:
- До 100 км – не более 2 поездок за день, не больше 10 поездок в неделю (7 дней).
- До 500 км – 1 поездка в сутки.
- Более 500 км – 1 поездка за 3 суток.
Основательные требования будут предъявляться к средству передвижения – автомобилю. Он должен быть:
- только легковым (категория М1);
- зарегистрированным исключительно в России;
- иметь полис ОСАГО;
- прошедшим технический осмотр.
Число пассажиров должно равняться количеству мест. Водительский стаж владельца автомобиля должен составлять минимум 2 года.
Фейковые аккаунты, фишинговые сайты
С этим вопросом будет разбираться агрегатор – организатор совместных перевозок, на которого предполагается возложить ответственность за регистрацию новых аккаунтов. Она будет определяться после внесения дополнительных поправок в КоАП РФ.
В компетенцию организатора входит проверка документов, предъявляемых при регистрации учетной записи. Если обнаружены нарушения, то ограничивается доступ к сайту. Вся информация о зарегистрировавшемся, сведения о его поездках должны храниться на сайте в течение 3 лет.
За 2021 год на 67 % выросла регистрация фишинговых сайтов, напоминающих известный и крупнейший в России BlaBlaCar. Сегодня их насчитывается более 300. Каким образом BlaBlaCar будет бороться с фишинговыми ресурсами и фейковыми аккаунтами, в компании не поясняют.
Мнение бизнеса о новом законопроекте
Оно скептическое. Особенно это касается ценообразования, которое по мнению некоторых представителей бизнеса не совсем понятно, да и регулирование цены – это гибель для бизнеса. Поэтому его представители воспринимают новый законопроект как желание властей проводить дополнительный сбор налогов, по аналогии с такси.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание