Как социальные сети вызывают депрессию

Последние исследования показывают: между использованием социальных сетей и депрессивными симптомами - такими как одиночество и усталость - существует непосредственная связь. Каким же образом связаны психическое состояние человека и то время, которое он проводит у экрана своего компьютера?

Добро или зло?

За последние десять лет соцсети прочно вошли в нашу жизнь. У многих превратилось в привычку пролистывать новостную ленту, если появилась свободная минутка или просто если есть желание немного развлечься. Но несмотря на их популярность, влияние на нашу жизнь этого феномена благоприятным назвать никак нельзя. Хотя, если быть точнее, влияние это часто оказывается противоречивым. С одной стороны, при использовании соцсетей у человека возникает чувство принадлежности, ощущение большей удовлетворенности общением по сравнению с одиночеством. С другой – соцсети вызывают снижение самооценки, чувство подавленности и другие неприятные переживания.

Снимки в соцсетях не менее опасны, чем журнальные

Женские издания с изображениями худых моделей, обработанными при помощи программы Photoshop, длительное время считались главным источником снижения самооценки у представительниц прекрасного пола. Но теперь исследователи начинают замечать, что не только они портят мнение дам о самих себе. Фотографии, выложенные в соцсетях, могут испортить настроение не хуже, чем изображения моделей. Кроме того, что многие снимки обрабатываются при помощи специальных программ, сейчас стали популярными всевозможные фильтры. Определенный угол, под которым сделано фото, позволяет создать идеальное и совершенно нереалистичное фото.

Согласно одному из исследований, более половины молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет считают, что социальные сети заставляют их чувствовать себя непривлекательными. Исследование, проведенное в 2016 году, показало: просмотр селфи других пользователей снижает самооценку, поскольку человек начинает сравнивать себя с другими не в свою пользу. Как было продемонстрировано в одном из исследований Университета Огайо, такое особенно часто происходит с женщинами. Так как в опросах участвовали только молодые дамы, ученым пока неизвестно, влияют ли соцсети подобным образом на леди других возрастных категорий или мужчин. Однако согласно полученным результатам и была выдвинута эта гипотеза.

Фото подтянутых тел девушек не порадуют

Одна из самых распространенных причин возникновения подавленности после просмотра страниц в соцсети – это фотографии людей с труднодостижимыми идеалами. Когда девушки просматривают такие снимки, у них особенно стремительно снижается самооценка и настроение. Часто это становится причиной не только депрессии, но и анорексии, навязчивых идей и других расстройств. Пока психология еще недостаточно изучила влияние соцсетей на формирование образа своего физического "Я". Но в этом направлении уже ведутся исследования, так как теперь общество понимает: в действительности соцсети не так уж безобидны, как может показаться.

Следить за звездами – особенно опасное занятие

Еще быстрее разрушается уверенность в себе при просмотре фотоснимков молодых и симпатичных звезд. Ведь у них всегда безупречный макияж, а фигуры просто точеные. Простые смертные подписчицы быстро ощущают себя на обочине жизни.

Когда-то сложно было следить за подробностями жизни звезд. Теперь же это занятие стало общедоступным. Многие приложения позволяют создать практически эффект присутствия – просматривая аккаунты звезд, например, в "Инстаграме", у подписчиков появляется ощущение, что знаменитость обитает где-то неподалеку. Это приводит к желанию постоянно сравнивать себя с этими людьми. И естественно, сравнение никогда не оказывается в пользу простой смертной зрительницы.

Потребительское поведение

Соцсети - идеальный инструмент для того, чтобы превратить человека в потребителя. И это также может приводить к депрессии. Почему? Потому что личность может быть счастливой только в том случае, если является творцом своей жизни, а не только лишь потребителем. Хотя в какой-то мере каждый человек выступает в этой роли (ведь ему необходимо потреблять товары и услуги, произведенные другими - одежду и питание, лекарства и предметы быта, информацию), она не должна быть доминирующей в жизни. Когда же потребительство становится главным, личность неизбежно начинает ощущать пустоту в жизни, депрессию.

Каким образом соцсети формируют потребителей? Очень просто. Самый очевидный способ - это реклама. Далее следует определенный имидж, навязываемый обществом. Люди смотрят на фотографии в профилях и понимают: чтобы быть успешным, необходимо иметь дорогую машину, путешествовать по дорогим курортам, иметь фарфоровую кожу и в принципе выглядеть идеально. А чтобы всего этого достичь, не обойтись без вливания огромных финансовых средств. Женщине, которая считает себя "толстой", гораздо проще продать "чудодейственное" средство для похудения, нежели той, которой плевать на соцсети и идеальный образ, навязываемый в них.

Есть еще один способ, быстро превращающий завсегдатая соцсетей в потребителя. Заключается он в том, что человек, который проводит слишком много времени за постами и лайками, тоже неосознанно превращается в потребителя низкосортной информации. Он отучается от того, чтобы творить самому. Например, вместо приготовления вкусного ужина, работы в саду, пошива платья, да какой угодно творческой активности, индивид проводит три часа в соцсети. За это время он ничего не производит. Зато очень много потребляет. За этим неизбежно следует формирование потребительского отношения к жизни и, как следствие, депрессия.

Замещение интересов

Когда человек слишком много времени проводит в соцсетях, постепенно он начинает страдать от такого явления, как замещение интересов. Рассмотрим наглядный пример. Девушка заводит аккаунт в соцсети, выкладывает фотографии. Но постепенно, глядя на снимки других, она начинает понимать: ее жизнь вовсе не такая яркая и интересная, как жизнь тех, кто изображен на этих снимках. Она видит, что другим девушкам парни каждый день дарят золотые кольца и букеты роз; у них есть дорогие автомобили, они живут в огромных просторных жилищах и путешествуют в дальние страны. Наша героиня понимает, что ее жизнь вовсе не такая увлекательная, как у этих людей. Что происходит дальше? Она перестает слышать собственные потребности. Свои желания сначала уходят на второй план, а затем и вовсе подавляются. Теперь она хочет быть похожей на всех этих людей. Настроение становится унылым, характер - озлобленным.

Нельзя сказать, что соцсети – однозначное зло. Однако в них всегда пользуется популярностью именно то, что сейчас является модным. Мода же приходит и уходит, а человек должен в любом случае оставаться верен своим интересам. Тогда и депрессия грозить не будет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.