Харассмент на рабочем месте: опознать и обезвредить!

Некоторые ошибочно полагают, что харассмент обязательно связан с домогательствами интимного характера. Но в международной практике под этим термином понимается дискриминация любого рода. В данном отношении понятие "харассмент" близко к термину "буллинг".

Особенности феномена

Естественно, жертвам этого явления становится не до выполнения своих рабочих обязанностей. В одной из книг по данной тематике, которая называется "Насилие на работе", харрасмент приравнивается к настоящему убийству. Считаете это несправедливым? Но тогда стоит вспомнить о том, сколько людей покончили с собой в результате этого явления; сколько оказались пациентами психиатрических клиник.

Психология агрессора такова, что им правит нежелание понимать чувства других. И изменить себя он не то чтобы не может - попросту не хочет. Каким же образом можно распознать харассмент? И как от него защититься? Для начала рассмотрим основные типы данного явления. А затем разберем, каким образом возможно его нейтрализовать.

Тип № 1: дискриминация по различным признакам

Наиболее популярный тип харассмента - дискриминация по половому признаку. Нередко от данного типа агрессии страдают именно дамы, ведь большинство работодателей хотят видеть на руководящих или важных позициях именно мужчин. Дискриминации подвергаются как молоденькие девушки, так и дамы пожилого возраста, считая, что они должны освободить место другим работникам.

Иногда работники-мужчины могут отпускать колкие шуточки в адрес женщин. Считая, что нахождение последних на рабочем месте - нелепая ошибка, они дискриминируют сотрудниц слабого пола. Если руководство вовремя не замечает этих проблем, закрывая на них глаза, это может повлечь за собой самые серьезные последствия. Как минимум, предприятие рискует лишиться грамотного специалиста в том случае, если жертва решит уволиться. В самых запущенных случаях дело может зайти и до судебных разбирательств.

Еще один распространенный тип - это буллинг, связанный с национальными или расовыми признаками. Казалось бы, времена фашизма давным давно позади, и человечество должно было усвоить важные уроки толерантности. Но нет, на некоторых рабочих местах не особенно интеллигентные работники все еще позволяют себе отпускать колкие шуточки по поводу цвета кожи, одежды или других признаков непохожих коллег.

Нередки и насмешки членов коллектива по поводу вероисповедания одного или нескольких его членов. До тех пор, пока человек не стремится навязать свои взгляды окружающим, его мировоззрение никаким образом не может быть предметом насмешек. Ни религиозные праздники, ни обычаи или традиции, ни одежда - ничто не должно вызывать неуважения со стороны взрослых совместно работающих людей.

Тип № 2: дискриминация по личностным качествам

Данный вид харассмента тоже нередко встречается в офисных просторах и других рабочих местах. Этот тип включает в себя неуместные комментарии, оскорбительные шутки, унижения личности. Также нередки критические замечания и даже угрозы.

Иногда поведение членов коллектива доходит до того, что они ведут себя так, будто не замечают присутствия одного или нескольких сотрудников. В более "мягких" вариантах высказанные мысли или же действия человека обесцениваются. В результате человек ощущает себя униженным и как личность, и как профессионал.

Тип № 3: троллинг посредством электронных средств коммуникации

Современные технологии тоже оказывают влияние на поведение психологически нездоровых членов коллектива. Примеров харассмента, осуществляемого через средства связи, множество:

  1. Рассылка по электронной почте, содержание которой оскорбляет жертву.
  2. Распространение слухов или сплетен в соцсетях. Также сюда может относиться любое перемывание косточек, осуществляемое посредством интернета - например, беседы в ватсапе, содержание которых унижает жертву.
  3. Еще один пример - СМС-сообщения непосредственно в адрес "неугодного" сотрудника.

Тип № 3: харассмент интимного характера

Характерная черта данного вида - постепенное нарастание тенденции. В результате вокруг работника создается враждебная среда. Сексуальный харассмент делает его жизнь дискомфортной, негативно сказывается на профессиональной деятельности.

Этот вид можно проиллюстрировать при помощи следующих примеров:

  • Рассылка фотографий сексуального содержания. Сюда же относятся и текстовые сообщения.
  • Развешивание на рабочем пространстве откровенных постеров.
  • Пошлые шутки, вопросы, комментарии.
  • Неуместные прикосновения. Вторжение в личностное пространство.
  • Жесты с сальными намеками.

Как бороться?

Уровень, на котором должен искореняться харассмент в коллективе - управленческий. Рядовые сотрудники мало что могут предпринять против агрессии коллег. Ведь именно во власти менеджеров организации установить те правила, согласно которым будет осуществляться процесс коммуникации в коллективе. Это позволит повлиять на проявление эмоционального насилия среди работников. Ведь когда агрессор остается безнаказанным и ничего не боится потерять в результате своего оскорбляющего поведения, ему и дальше все будет сходить с рук.

Стоит ли увольняться?

Нередко жертвам харассмента рекомендуют попросту увольняться с работы. Нельзя сказать, что это будет правильным решением. С одной стороны, намного лучше некоторое время посидеть без денег, чем в итоге потерять драгоценное здоровье. Ведь харассмент нередко приводит к заболеваниям психосоматического характера.

Но если работа все же дорога, и не хочется терять свою позицию из-за чьего-то желания самоутвердиться за чужой счет, непременно нужно поговорить с руководством. Необходимо крайне серьезно побеседовать с начальником, а возможно, и с несколькими вышестоящими людьми. Что нужно сказать, отправляясь в кабинет к шефу? Во-первых, акцентировать внимание на происходящем - харассмент совершенно неприемлем в развитых организациях. Это явление мешает выполнению профессиональных обязанностей, а также подкашивает здоровье. Именно такие идеи необходимо донести руководителю.

Молчать не стоит

Еще один действенный способ противостояния харассменту - открытое отстаивание своих прав. Не стоит спускать с рук то, что творит агрессор. В таком случае намного лучше вступать в открытое противостояние, нежели молча терпеть чужие выходки. Когда сотрудник изначально уступает, то затем он рискует окончательно утратить инициативу и принять на себя роль жертвы, которую стремятся навязать агрессоры.

Главная цель - заставить противника замолчать, или же начать оправдываться. Можно указать, что сказанное им - чистый блеф. Если у него имеются какие-либо претензии, то пускай он не опускается до словесных оскорблений, а просто напишет свои претензии начальству. В этом случае большинство агрессоров понимают, что с руководством лучше не связываться, и тут-то их пыл охлаждается. Ведь гораздо легче проявлять агрессию в среде равных себе, чем заявиться к шефу со своими необоснованными претензиями.

Особенно часто умалчивают о проблеме жертвы сексуального харассмента. Понятное дело: о таком поведении агрессоров стыдно и рассказывать руководству. Однако вот в чем вся соль: стыдно должно быть отнюдь не жертве данного явления, а тем, кто его провоцирует.

Жертвы харассмента часто предпочитают молчать и по той причине, что они предвидят последствия огласки. Обязательно найдутся сотрудники, которые будут осуждать их, считать, что из-за "мелочей" они провоцируют склоки в коллективе. Однако это не должно быть причиной молчания. Отстаивать свои права, в том числе и на рабочем месте, может и должен каждый сотрудник. Вне зависимости от того, какой тип агрессии проявляет обидчик.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.